В Японии впервые за почти восемь лет сменился лидер государства. На место ушедшего с поста премьер-министра по состоянию здоровья Синдзо Абэ пришел Ёсихидэ Суга, 71-летний лидер правящей Либерально-демократической партии. В отличие от предшественника-аристократа, Суга родом из обычной семьи рабочих, и карьеру выстроил скорее вопреки, а не благодаря обстоятельствам. Пока неясно, как долго он пробудет на посту, через год (когда кончается срок Абэ) ему снова придется участвовать в выборах. Сохранить позицию ему может помочь эффективная тактика в борьбе с кризисом, связанным с коронавирусом, и грамотно выстроенные отношения со следующим президентом США.
Примерно в 6:40 утра 16 сентября 2020 года в районе Врата Тигра в центре Токио из черного автомобиля вышел невысокий немолодой человек в темном костюме. В сопровождении молодого секретаря он 40 минут быстрым шагом гулял по улицам — такой утренний променад неизменно совершался им уже почти восемь лет подряд. Затем человек в темном костюме, как всегда, позавтракал в ресторане у здания канцелярии правительства и явился туда в свой рабочий кабинет. А где-то в районе 14:00 на раздельных заседаниях палат парламента он был избран на пост 99-го премьер-министра Японии, достигнув цели, к которой тайно шел долгие годы.
Выборы, в сущности, были формальностью, поскольку главное было сделано несколькими днями раньше, когда 71-летний генеральный секретарь кабинета Ёсихидэ Суга получил пост председателя правящей в Японии Либерально-демократической партии (ЛДП). Ее депутаты имеют прочное большинство в парламенте и легко проводят своего лидера в кресло премьер-министра.
Сын маньчжурского колониста
Ёсихидэ Суга — искусный политический игрок, который долгие годы предпочитал строить себе в правящей партии теневую карьеру, оставаясь на вторых и третьих ролях. Это мастер закулисной интриги, умевший десятилетиями скрывать свои немалые политические амбиции.
В отличие от многих заметных деятелей ЛДП Суга не принадлежит к кругу потомственных политиков, Это его коренным образом отличает, например, от ушедшего в отставку по состоянию здоровья предыдущего премьер-министра Японии Синдзо Абэ — политического аристократа, сына влиятельного министра иностранных дел, внука главы правительства и двоюродного внука лауреата Нобелевской премии мира.
Отец нового главы японского правительства был мелким железнодорожным служащим в оккупированной Маньчжурии. После поражения Токио во Второй мировой войне он сумел бежать на родину из Китая и занялся нелегким крестьянским трудом в деревне на неразвитом аграрном севере Японии. Новый лидер правящей партии и родился там в голодном послевоенном 1948 году. Потом семья пополнилась еще двумя сестрами будущего премьера и его братом.
Бывший маньчжурский железнодорожник был человеком упорным и невероятно трудолюбивым — он преуспел в выращивании клубники, создал собственный бренд, нашел стабильных покупателей и стал неплохо зарабатывать. К концу жизни отец стал одним из столпов местного общества — был главой кооператива и даже местным муниципальным депутатом. Но детство и юность будущего премьера были непростыми: в старших классах до школы ему приходилось ездить по 20 км в день.
Рабочий картонажной фабрики
Мать-учительница предлагала сыну провинциальный педагогический институт, отец настаивал на местном сельскохозяйственном вузе, однако молодой Суга мечтал о Токио — он хотел вырваться из крестьянской глубинки, расстаться с отцовской клубникой. Позже он рассказывал, что фактически бежал из дома и в столице был вынужден зарабатывать сам — поначалу нелегким трудом на фабрике по изготовлению картонных коробок.
Парень поступил в один из престижных столичных университетов, но позже рассказывал, что выбрал его в основном из-за самой низкой платы за учебу. Параллельно с учебой работал в закусочной, охранником, разносчиком газет.
После университета с дипломом по политологии поступил в частную фирму, но достаточно быстро жизнь занесла его в закулисный мир правящей партии. Он стал секретарем влиятельного политика и проработал на этом посту одиннадцать лет. Личный секретарь — это тот, кто выполняет деликатные поручения, ведет конфиденциальные переговоры, а временами и под суд может угодить, прикрывая дела своего босса. Впрочем, невзгоды такого рода Сугу миновали: он обзавелся ценнейшими связями, а в 1987 году начал собственную политическую жизнь — избрался в законодательное собрание второго по численности населения японского города Иокогама, который с юга примыкает к Токио и фактически образует с ним единый мегаполис. Суга быстро усилил там свое влияние и даже получил уважительную кличку «теневого мэра Иокогамы».
Сточенные каблуки ботинок
1996 году Суга впервые избрался в национальный парламент от правящей Либерально-демократической партии. В своем округе в той же Иокогаме лично по нескольку раз обошел пешком дома почти всех своих избирателей и с гордостью рассказывал потом, что сточил каблуки у нескольких пар ботинок. Всю кампанию он практически ежедневно выступал перед потоками пассажиров у станций метро, став пионером такой формы агитации.
В правящей партии Суга менял покровителей, шел на измены, перебегал из группировки в группировку. И в конце концов сделал ставку на баловня судьбы и политического аристократа Синдзо Абэ, заняв пост министра в его первом несчастливом кабинете, рухнувшем под тяжестью скандалов в 2007 году после всего лишь года работы. Абэ тогда на нервной почве в первый раз угодил в больницу с острым язвенным колитом. Его карьера, казалось, была раздавлена.
Но Суга был одним из тех, кто заставил своего патрона встряхнуться, поверить в себя и привести правящую партию к блестящей победе на выборах 2012 года. Наш герой тут же занял пост генерального секретаря кабинета, на котором находился вплоть до своего избрания на пост премьера. Кстати, в этом качестве он проработал дольше всех в японской истории: Синдзо Абэ менял министров, но Суга неизменно оставался в своем кабинете — премьер ему доверял безгранично.
«Дядюшка Рэйва»
За почти восемь лет на этом посту педантичный Суга полностью взял под контроль аппарат партии, стал ключевым координатором деятельности правительства. В качестве генсека кабинета он дважды в день выступал на брифингах о политике Японии, став неизменным участником практически всех выпусков новостей. Политика страны в результате стала прочно ассоциироваться именно с его лицом.
Наконец, именно Суга объявил о названии эры правления нового императора Японии Нарухито — Рэйва («Прекрасная Гармония»). С тех пор за ним прочно закрепилось прозвище «дядюшка Рэйва». Все это дало будущему премьеру прочную общенациональную известность, хотя его одноклассники и однокурсники в беседах с журналистами с трудом вспоминают этого незаметного человека, который всегда избегал шумных компаний и, увы, не обладал даром яркого оратора.
В качестве нового главы правительства он обещает во всем продолжать внешнюю и внутреннюю политику Абэ, к выработке которой имел непосредственное отношение. Как полагают, главное внимание Суга будет сейчас уделять мерам по преодолению экономического и социального кризиса, вызванного эпидемией COVID-19. Эта проблема, по данным опросов общественного мнения, больше всего волнует сейчас население, а новому премьеру нужны очевидные успехи. Дело в том, что лидером правящей партии и премьером он пока становится только на год, который остается от полномочий заболевшего премьера Абэ. В сентябре 2021 года выборы лидера правящей партии и, соответственно, премьера повторятся, и их победитель получит высший пост в стране по меньшей мере на три года.
Кстати, несмотря на солидный возраст, новый премьер находится в отличной физической форме. В будние дни просыпается в пять утра, ежедневно делает сто приседаний и упражнения на пресс, а затем, как мы уже узнали, совершает сорокаминутный променад. Кстати, с ушедшим в отставку Синдзо Абэ у нового премьера есть общая черта — он совершенно не употребляет алкоголь, что, мягко говоря, нетипично для японского политика. С женой Марико он соединил свою судьбу еще в бытность секретарем у влиятельного политика, у них трое сыновей.
Что будет на российском направлении?
Суга никогда не занимал постов, связанных с внешней политикой и военными вопросами, он не имеет особого дипломатического опыта. Однако в течение предстоящего года ему неминуемо придется столкнуться с непростыми внешнеполитическими проблемами. Это, в первую очередь, отношения с США, где ему придется выстраивать личные контакты с победителем выборов президента. В непростой ситуации остаются отношения Токио с Китаем и обоими корейскими государствами.
Ушедший в отставку премьер Абэ уделял особое внимание контактам с Россией, обещая заключить с ней мирный договор, решив вопрос о Южных Курилах. Он 27 раз встречался с Владимиром Путиным, однако приблизиться к достижению своей цели так и не смог. Судя по всему, новый премьер снизит обороты на российском направлении дипломатии Токио, которое не сулит ему особых успехов в предстоящий год. Однако, судя по всему, не будет и особого охлаждения в отношениях: Суга заинтересован в том, чтобы не создавать себе особых проблем до выборов 2021 года, на которых он может столкнуться с серьезными конкурентами.