Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Политика

Онлайн-голосование здорового человека. Как это работает в Эстонии

В России продолжается онлайн-голосование по поправкам к Конституции. Процедура вызывает - мягко говоря - много вопросов. Между тем, механизм голосования через интернет еще 15 лет назад первой в мире внедрила Эстония. Депутат Европарламента от Эстонии Марина Кальюранд рассказала The Insider, как устроена эта система и почему главным остается не вопрос достоверности и безопасности, а доверие граждан государству.

Когда говорят про электронные выборы, иногда возникает путаница. Поэтому для начала надо определиться, о чем мы говорим. Например, в США «электронным голосованием» называют несколько другую процедуру. Там избиратель приходит на участок, но не заполняет бюллетень, а нажимает на кнопку на специальном аппарате для голосования. Но настоящие электронные выборы – это когда процедура «от и до» проходит в интернете. Именно так они организованы в Эстонии. Надо зайти на специальный сайт, пройти идентификацию и проголосовать. После этого приходит сообщение, что голос учтен. Вся процедура занимает всего две с половиной минуты.

Впервые возможность проголосовать через интернет у нас появилась в 2005 году. Это были выборы в парламент. Мы тогда ждали интенсивных кибератак со стороны России, но их, кстати, так и не последовало. На электронную процедуру голосования согласились 2-3% населения. А на недавних парламентских выборах и выборах в Европарламент в 2019 году доля проголосовавших онлайн достигла уже 37-38%.

Сегодня в Эстонии через интернет можно получить больше 2000 различных услуг - начиная от всего, что связано с учебой и банковским сектором, и заканчивая полицией. Доступ к качественному и безопасному интернету – на мой взгляд, это большая привилегия современности. В Эстонии развитие онлайн-услуг началось задолго до появления собственно онлайн-голосования. Поэтому население в целом было готово к переходу на новые технологии в этой сфере. Но все же у многих оставались сомнения в анонимности онлайн-голосования и его безопасности. Но мы – те, кто это внедрял и продвигал – всегда говорили, что никого не заставляем голосовать, что это всего лишь возможность. Не хотите онлайн – приходите в день выборов на участок. Внедряя онлайн-голосование, мы очень надеялись, что сможем привлечь на выборы молодежь. Молодые люди вообще не очень-то активны на выборах. И мы надеялись, что они, когда отпадет необходимость приходить на участок, проголосуют онлайн. Но, к сожалению, я не могу сказать, что мы в этом сильно преуспели.

Возрастная группа, которая активнее всего голосует через компьютер, это мое поколение – избиратели в возрасте от 55 и выше. Я думаю, это происходит потому, что мы перегружены делами: покупки, учеба детей, оплата счетов и так далее. Мы рады возможности разгрузить себя, сэкономить время, решая большую часть проблем онлайн. И к тому же мы успели привыкнуть все делать через интернет.

Голосование в интернете начинается за десять дней до самого дня выборов и заканчивается за четыре дня – тогда же, когда завершается голосование за границей. Эти несколько дней необходимы, чтобы голоса успели прийти в центральную избирательную систему. Поэтому в сам день выборов проголосовать электронно невозможно. Важное преимущество онлайн-голосования – возможность поменять свое решение, пока это голосование идет. Если, например, человек находится в одном помещении с кем-то, кто его заставляет отдать голос за конкретного кандидата, то у этого избирателя еще сохраняется возможность вновь зайти на портал голосования и отдать свой голос за желаемого кандидата. И именно этот последний голос доходит до избирательной комиссии. Таким образом, к моменту реального голосования в системе уже видно, проголосовал человек или нет. Поэтому, даже если он придет на участок, то проголосовать он уже не сможет.

Избиратель может поменять онлайн-решение пока идет голосование

Проголосовать электронно на смарт-устройствах нельзя – только с компьютера. Идентификация избирателя на онлайн-выборах делается с помощью ID-карты – это обязательный для каждого эстонца документ. Конечно, может быть такая ситуация, при которой кто-то завладеет вашей карточкой и попытается проголосовать вместо вас. В Эстонии были такие истории в домах престарелых, когда у пациентов собирали карточки и голосовали вместо них. Это выяснилось, потому что по их карточкам проголосовали в течение буквально пяти минут, сразу возник вопрос: как такое могло получиться? Так и учимся на практике. Поэтому вопрос идентификации в электронном голосовании стоит так же остро, как и в обычном.

Система электронного голосования в Эстонии позволяет проверить, действительно ли голос избирателя учтен: дошел ли он до сервера и правильно ли он отражает волю избирателя. Для того, чтобы это сделать, избиратель должен до голосования на компьютере установить на своем смарт-устройстве специальное контрольное приложение «EH kontrollrakendus» конкретного разработчика. Сразу после голосования на компьютере избиратель получает QR-код. Его необходимо сканировать через приложение на смарт-устройстве. После этого приложение автоматически отправляет запрос на центральный сервер выборов и скачивает зашифрованный э-голос. Затем приложение предлагает «Показать мой выбор». Результат голосования отражается на экране 30 секунд и автоматически закрывается. Свой э-голос можно проверить не более трех раз в течение получаса. Если приложение выдает ошибку, то необходимо заново пройти голосование. Если проверка голоса по-прежнему выдает ошибку, то об этом следует уведомить организаторов голосования.

Разумеется, правила можно нарушить и голосуя в интернете, и в реальной жизни. В реальной жизни нет стопроцентной гарантии, что проголосует именно тот избиратель, который внесен в список. Но в реальных выборах есть другие риски: исчезают голоса, появляются «мертвые души». У нас были прецеденты, когда некоторые партии заставляли своих членов фотографировать бюллетень и присылать как доказательство «правильного» голосования. Или были случаи, когда несли бюллетени с одного этажа на другой, а по пути часть из них, как потом выяснили, подменили.

Приложение избирателя засекречивает (шифрует) голос избирателя с помощью открытого ключа таким образом, что при передаче голоса невозможно выяснить, за кого голосует избиратель. Перед подсчетом голосов система электронного голосования отделяет личные данные избирателя от электронных голосов. Голоса можно открыть только с помощью тайного ключа, доступ к которому распределен между членами Республиканской избирательной комиссии. Для того, чтобы открыть голоса, на месте должно быть более половины членов Республиканской избирательной комиссии.

В интернете, конечно, также существует риск, что другое государство попытается вмешаться в выборный процесс: изменить список избирателей или фальсифицировать результат. Поэтому вопросы кибербезопасности очень важны. Мы привыкли к кибератакам. Мы живем в агрессивной среде с начала 1990-х – с момента обретения независимости. Россия по-прежнему фигурирует в отчетах эстонских спецслужб как один из главных источников гибридной угрозы – не только во время выборов. Я погрузилась в эту тему будучи послом Эстонии в Москве. Весной 2007 года, когда в Эстонии было решено перенести Бронзового солдата из центра Таллина на военное кладбище, меня начали преследовать активисты движения «Наши» и «Молодая гвардия». И с тех пор как тема дезинформации, так и тема киберугроз стала для нас более насущной. Мы стали активнее работать над защитой нашей системы электронных услуг, включая выборы. И вышли на первое место в Европе по уровню защищенности в киберсфере и работаем над отражением DDoS-атак.

Впрочем, важнейший аспект электронного голосования - все же доверие государству. В Эстонии, например, люди больше всего боялись, что за ними будут следить, что государство будет знать, кто за кого голосовал. Поэтому люди должны верить той власти, которую они избрали и должны быть сами заинтересованы в развитии «е-государства». Только тогда они будут в этом участвовать. Государство не может давать команду. Если доверия нет, то граждане будут стараться увильнуть. Конечно, в России, где «приказ есть приказ», многие будут голосовать как им скажут. Но в Эстонии если люди не захотят – их не заставить.