Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Политика

Хакеры «слили» откровенное письмо Дворковича Медведеву

Сегодня «Анонимный интернационал» опубликовал несколько писем из вскрытой переписки  зампреда правительства России Аркадия Дворковича. Среди них и  письмо Медведеву, в котором он открыто признает - поручения президента и правительства не могут быть выполнены, Крым обойдется России не менее чем в 100 млрд. рублей, а новые налоги и акцизы не продуманы. The Insider приводит текст письма целиком.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В случае принятия за основу представленных Минфином России основных параметров бюджета на 2015-2017 годы будет невозможно обеспечить решение большинства задач, поставленных в программных документах Правительства России и в поручениях Президента. В частности, я не вижу способов достижения целевых показателей государственных программ развития сельского хозяйства, транспорта и связи, промышленности (кроме ОПК), энергетики, а также физкультуры и спорта.

Предлагаемое Минфином перераспределение средств внутри программ - в условиях сокращения объемов их финансирования на 15-20% от утвержденных значений и снижения расходов в реальном выражении - приведет только к невозможности исполнения органами государственной власти установленных федеральными законами базовых функций и обязательств. За счет повышения эффективности работы (например, сокращения удельных расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог) возможна лишь частичная компенсация дефицита ресурсов.

я не вижу способов достижения целевых показателей государственных программ развития сельского хозяйства, транспорта и связи, промышленности (кроме ОПК), энергетики, а также физкультуры и спорта

В этих условиях считаю необходимым принятие одного из двух изложенных ниже решений или их сочетания.

Первый вариант заключается в отказе от реализации ряда ранее заявленных приоритетов. В том числе - от решения задач повышения прозводительности труда на 50% к 2018 году (это представляется невозможным уже при любом разумном сценарии экономического развития), удвоения объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог к 2020 году (реалистично - на 40%) и завершения к 2018 году реконструкции БАМа и Транссиба, достижения пороговых значений по производству мяса и молока в среднесрочной перспективе (отставание составит до 30%). Данный список является лишь иллюстрацией и далеко не исчерпывающим. В результате не будут достигнуты даже достаточно скромные показатели роста российской экономики, заложенные в прогноз, что поставит под угрозу исполнение и иных - социальных задач бюджетной политики.

Второй вариант - корректировка основных параметров бюджета на 3-летнюю перспективу за счет отказа от излишне жесткой трактовки и минимального изменения бюджетного правила (без отказа от его основных параметров), в том числе с учетом расширения территории Российской Федерации. Предлагается четыре конкретных решения.

1. Скорректировать определение нефтегазовых доходов бюджета. Уже в данный момент Минфин России поддерживает частичную корректировку состава таких доходов с целью компенсации дефицита дорожных фондов, возникающего при проведении широкого «налогового маневра» в нефтяной сфере. Предусматривается, что снижение акцизов на моторные топлива будет полностью компенсировано направлением в них части НДПИ на нефть (например - до расчетной цены около 20 долларов за баррель). Считаю возможным предусмотреть повышение данной расчетной цены до уровня, позволяющего увеличить финансирование строительства и реконструкции автомобильных дорог до запланированных ранее показателей (на 70-100 миллиардов рублей в год) - без ущерба для исполнения остальных задач программы развития транспортной системы, а также ускорения реализации проекта развития Московского транспортного узла.

Целесообразно также рассмотреть возможность использования части полученных таким образом ресурсов для восстановления объемов финансирования программы сельского хозяйства до уровня 2013 года (около 30 миллиардов рублей в год) - уже с 2014 года.

2. Временно отказаться от формирования условно-утвержденных расходов, не распределяемых между государственными программами (в сумме за 2 года - около 1.2 трлн. рублей). Это позволит решить в 2016-2017 годах часть критически важных задач, указанных выше, а также обеспечить безубыточность ОАО РЖД, формирование фонда развития промышленности, использование паспортов нового образца и конверсию радиочастного спектра, полноценную подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года и другие.

В случае отрицательного сценария экономического развития данные объемы возможно будет восстановить за счет средств Резервного фонда.

Объем перераспределеямых средств <в пользу Крыма> составляет в трехлетней перспективе до 100 миллиардов рублей 

3. В полной мере реализовать принцип обеспечения финансирования Крыма и Севастополя за счет дополнительных средств федерального бюджета, а не путем перераспределения ранее запланированных ассигнований. В настоящее время этот принцип реализован лишь частично. Объем перераспределеямых средств составляет в трехлетней перспективе до 100 миллиардов рублей. Это касается в том числе и ресурсов, предусмотренных ранее на строительство мостового перехода в Якутии (около 60 млрд. рублей - целесообразно направить на реализацию программы развития Дальнего Востока и Забайкалья), а также на программу развития физкультуры и спорта (до 10 млрд. рублей в год).

4. Использовать часть средств Резервного фонда или ФНБ для предоставления бюджетных кредитов регионам на инвестиционные цели. Данная мера необходима в целях поддержки исполнения регионами установленных указами Президента России социальных ориентиров развития без отказа от реализации критически важных программ развития и выплаты чрезмерных процентов банкам. Возврат кредитов возможен в дальнейшем в том числе за счет использования механизма финансирования за счет будущих налоговых платежей (TIF).

 Считаю также целесообразным отказаться от немедленной реализации ряда предложенных Минфином России мер по мобилизации бюджетных доходов, включая повышение акцизов на табак, введение акцизов на газ, поставляемый по «Голубому потоку», а также введение налога с продаж. Введение нового налога возможно только при тщательной подготовке системы его администрирования (не менее двух лет) и хотя бы с частичным снижением ставки НДС.

Кроме того, целесообразно восстановить зарезервированные средства пенсионных накоплений (около 240 млрд. рублей) после завершения проверки частных пенсионных фондов за счет ресурсов Фонда национального благосостояния и предложить фондам инвестировать часть таких резервов в приоритетные проекты частно-государственного партнерства.

 Прошу Вашей поддержки изложенных предложений и проведения совещания для их рассмотрения в установленном порядке.

 Аркадий Дворкович