Президент США надеется уговорить Китай надавить на своего северокорейского союзника, чтобы тот отказался от ядерной программы, но если это не удастся, готов применить силу, пишут в The Times Риз Блейкли и Ричард Ллойд Парри. The Insider предлагает полный перевод статьи.
Президент США Дональд Трамп предложил Китаю дерзкий план «большой сделки»: обещание стабильных торговых отношений между двумя крупнейшими экономиками мира в обмен на помощь в нейтрализации ядерной программы Северной Кореи.
Белый дом считает, что режим Кин Чен Ына близок к созданию ядерной ракеты, способной достичь западного побережья Америки, и она может появиться уже к концу четырехлетнего президентского срока Трампа. Президент США заявил, что помешать этому — приоритетная задача его внешней политики. Рассказывают, что информация по этому вопросу, полученная от разведслужб, произвела на Трампа глубокое впечатление.
Для решения этой проблемы он решил воспользоваться торговыми отношениями, считая, что доступ к американским рынкам может стать аргументом, способным убедить Китай привести северокорейского диктатора в чувство.
В среду председатель Си Цзиньпин по телефону сказал Трампу, что его правительство будет вместе с США работать над тем, чтобы в Северной Корее не стало ядерного оружия, но при этом настаивал на сохранении мира и стабильности.
Как следует из короткого официального сообщения о телефонном разговоре, опубликованного китайскими властями, Китай «настаивает на выводе ядерного оружия с полуострова, гарантиях мира и стабильности, поддерживая решение проблем мирными средствами. Китай готов поддерживать связь и координировать действия с американской стороной».
Изменение позиции Китая произошло после появления во вторник двух записей в твиттере Трампа. «Я объяснил председателю Китая, что торговое соглашение с США будет для них куда более выгодным, если они решат северокорейскую проблему», — написал Трамп и добавил: «Северная Корея напрашивается на неприятности. Если Китай решит помочь, это будет прекрасно. Если нет, мы разрешим проблему без них! США».
На вопрос о том, насколько точно эти твиты отражают позицию Трампа по северокорейскому вопросу, сотрудник Белого дома ответил: «Словам президента надо доверять».
Американские аналитики считают, что экономика — это сфера потенциальной уязвимости для Си. В гноябре он собирается укрепить свои позиции в стране с помощью ротации в руководстве Коммунистической партии.
Он так консолидировал власть, как не удавалось ни одному китайскому лидеру со времен Дэн Сяопина в 1970-х–80-х годах, но он не может позволить себе, чтобы при его правлении страна пережила сильный экономический шок. Наблюдатели говорят, что приоритет для него — сделка с Трампом, которая предотвратила бы торговую войну.
Телефонный разговор между Си и Трампом произошел на фоне растущей напряженности в Азии. Япония собирается принять участие в учениях совместно с американскими военными кораблями, выдвинувшимися в сторону Северной Кореи, чтобы оказать давление на режим Ким Чен Ына и заставить его отказаться от испытаний межконтинентальных баллистических ракет; эти испытания считают неминуемыми.
Токийские газеты сообщили, что корабли морских сил самообороны Японии присоединятся к группе, возглавляемой авианосцем «Карл Винсон», когда она войдет в Восточно-Китайское море.
Конституция Японии запрещает ей участие в наступательных военных операциях, и, вероятно, учения ограничатся посадкой вертолетов на палубу кораблей союзников и отработкой коммуникаций между кораблями. Но они могут послужить символом солидарности Японии с США, а также разозлить Северную Корею, где японцев ненавидят как бывших колонизаторов.
Представитель МИД Китая сказал: «Надеемся, что все стороны воздержатся от безответственных действий, которые могут оказаться очень опасными».
Газета Global Times, которая часто служит выразителем мнения китайского руководства, призвала Северную Корею отказаться от ядерных амбиций. В ее передовице сказано: «Вашингтон не только исполнен самоуверенности и высокомерия после ракетного удара по Сирии; дело еще и в том, что Трамп стремится заработать репутацию человека, который выполняет свои обещания. США решили помешать Северной Корее проводить дальнейшие ядерные испытания. Они не собираются сосуществовать с Пхеньяном, располагающим ядерным оружием <...> На этот раз Пхеньян должен избежать ошибок».
Китай и Северная Корея неразрывно связаны; дружба соседних стран родилась в огне Корейской войны, еще больше их сблизила гибель сына Мао Цзэдуна при налете американской авиации на Корею.
Северная Корея сохраняет культ личности вождя на протяжении трех поколений, и третий правитель из династии Кимов испытывает терпение Пекина, как ни один из его предков. Есть английская поговорка о ближайших друзьях — «близки, как губы и зубы»; в этом случае губы перекошены, а зубы оскалены в уродливой гримасе.
Несмотря на особую роль Китая, снабжающего северокорейский изоляционистский режим жизненно важными ресурсами, Ким Чен Ын ни разу не побывал в Пекине. Он уже провел больше испытаний ракет, чем его отец, и игнорирует все просьбы Пекина прекратить это.
Трамп намекал на возможность превентивного удара; Северная Корея заявила, что в этом случае отомстит с помощью ядерного оружия.
В субботу будет отмечаться 105-я годовщина со дня рождения деда Ким Чен Ына — основателя северокорейского государства Ким Ир Сена. По такому поводу в Северной Корее часто устраивают демонстрации военной силы, и ожидают, что режим проведет новые ядерные испытания или же пуск своей первой межконтинентальной баллистической ракеты.
Бряцание оружием — обычная манера поведения северокорейских лидеров, но действия Ким Чен Ына провоцируют нового президента США, а американская противоракетная система которую сейчас размещают в Южной Корее, будет направлена и против китайских ракет.
Пекин все еще предпочитает сохранение правления Кима коллапсу режима, в случае которого миллионы беженцев устремятся в Китай и в Южную Корею. Кроме того, военная мощь режима Кима больше, чем у башара Асада в Сирии. Пекину остается только молиться, чтобы Трамп не решил нанести по Пхеньяну такой же ракетный удар, как по Сирии.
Предупреждая, что Трамп готов прибегнуть к военным действиям, Китай имел в виду интервью, показанное в среду телеканалом Fox Business; там президент признал, что отдал приказ об ударе по Сирии за десертом в конце обеда с Си Цзиньпином, посетившим его в резиденции во Флориде.
Трамп сказал: «Мы закончили обед. Нам подали десерт — самый великолепный шоколадный торт, какой вы когда-либо видели, — и председателю Си он очень понравился». И тогда Трампу сообщили, что два американских эсминца в восточной части Средиземного моря готовы к нанесению удара. Тогда он «принял решение, и ракеты устремились к цели».
После этого Трамп повернулся к Си и сказал: «Председатель, позвольте мне кое-что вам объяснить, — это было как раз во время десерта. — Мы только что выпустили 59 ракет».
Трамп сказал, что Си «помолчал секунд десять и попросил переводчика повторить». По словам президента США, он не думал, что это хороший знак.
Как рассказывает Трамп, китайский лидер после этого ответил, что «против любого, кто делает такие ужасные вещи — травит газами маленьких детей и младенцев, — это правильно».
Трамп добавил: «Он поддержал это. Он поддержал».