Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Переводы

The New York Times: ФБР расследует российские связи Трампа. Как это сработает?

Журналисты The New York Times Майкл Шмидт и Мэтт Апуццо объясняют, что означает расследование связей избирательного штаба Трампа с Россией, о котором говорил на слушаниях в Конгрессе директор ФБР. The Insider предлагает полный перевод статьи.

Контрразведывательное расследование. Прослушка телефонов. Неправомерное раскрытие засекреченной информации, связанной с национальной безопасностью.

Эти слова звучали на слушаниях в Конгрессе в понедельник, когда директор ФБР Джеймс Б. Коуми впервые публично заявил, что бюро проводит расследование вероятного сотрудничества членов избирательного штаба Дональда Трампа с Россией с целью повлиять на выборы 2016 года. Свидетельство Коуми сделало достоянием гласности много вещей, о которых большинство людей редко что-либо слышит.

Разведывательное сообщество пришло к выводу, что российское государство применило разнообразные тактические приемы, в том числе взлом компьютерных сетей и публикацию электронной переписки демократов, чтобы изменить баланс сил на выборах не в пользу Хиллари Клинтон.

Вот ответы на несколько вопросов, которые могут возникнуть после свидетельства Коуми.

Что такое контрразведывательное расследование?

В отличие от обычного уголовного расследования, касающегося, например, организованной преступности или торговли наркотиками, контрразведывательное дело обычно не ставит задачу кого-либо обвинить. Это в большей степени шпионские игры, чем обеспечение законного порядка. Каждый день подразделения сотрудников ФБР прослушивают записи разговоров зарубежных официальных лиц и следят за подозреваемыми в агентурной работе на иностранные государства по всей стране. Но когда им становится известно, что тот или иной человек — шпион, они далеко не всегда надевают на него наручники. В мире контрразведки часто полезнее всего наблюдать за такими людьми — возможно, годами, — и узнавать, с кем они общаются, в чем заключается их миссия и как они действуют.

Задача контрразведки — выяснить, как внешние противники Америки осуществляют шпионаж, и помешать им. Хотя контрразведывательные дела редко привлекают широкое внимание, в ФБР эта задача считается приоритетной — после борьбы с терроризмом.

Если такие дела не концентрируются на обвинениях, то кого-нибудь вообще обвиняли в шпионаже?

Нечасто, но исключения есть. Минюст постоянно обвиняет тех, кто похищает экономические секреты. А американские перебежчики, такие, как Олдрич Эймс из ЦРУ и Роберт Ханссен из ФБР, сейчас отбывают сроки за шпионаж в пользу России.

Сейчас ФБР расследует очень широкую проблему вмешательства России в президентские выборы 2016 года. Обычно цель таких расследований — выяснить в подробностях, что произошло, и предотвратить повторение подобных событий. Но Коуми добавил, что в рамках этого расследования агенты выясняют, был ли избирательный штаб Трампа в сговоре с Россией. Это открывает возможность для уголовных обвинений.

Сколько времени займет расследование?

Контрразведывательные дела — одни из самых сложных и длительных расследований, которые проводит ФБР. Нет ничего необычного в том, что расследование продолжается годами. Обычно они сталкиваются с очень серьезными препятствиями, среди которых тот факт, что США не могут открыто собирать разведывательную информацию за рубежом. На слушаниях Коуми это подтвердил. «Это расследование началось в конце июля, и для контрразведывательного расследования это очень короткий промежуток времени», — сказал он.

Сравним это с недавним получившим широкую известность и связанным с политикой расследованием ФБР — делом об использовании Хиллари Клинтон частного почтового сервера. Сейчас, через восемь месяцев после начала расследования, агенты признают, что разобрались в большом количестве доказательств и считают, что вряд ли кто-либо будет обвинен. У них был определенный график, они могли предсказать, что расследование близко к завершению. В случае с контрразведывательным расследованием все иначе.

ФБР не будет расследовать деятельность помощников Трампа, если не будет доказательств их правонарушений, ведь так?

И да, и нет. ФБР имеет право расследовать преступления, но один лишь факт, что агенты рассматривают деятельность помощников Трампа, еще не означает, что они могут доказать какие-то правонарушения. Фактически американские официальные лица признали, что доказательств сговора между Россией и избирательным штабом Трампа нет. Тем не менее бывшие и действующие сотрудники спецслужб говорят, что обнаружили доказательства того, что партнеры Трампа поддерживали постоянные контакты с россиянами. ФБР исследует эти контакты.

Какие меры ФБР будет принимать во время расследования?

Трудно сказать, потому что чуть ли не все, что делают агенты контрразведки, засекречено. Даже их методы расследования считаются слишком секретными, чтобы говорить о них публично. The New York Times писала, что часть полученной информации происходит из перехваченных разговоров между кремлевскими чиновниками, обсуждавшими их встречи с партнерами Трампа. У США, как и у других стран, есть всемирная сеть платных информаторов, предоставляющих информацию изнутри о работе иностранных правительств. ФБР также имеет доступ к информации, собираемой другими разведывательными агентствами и иностранными союзниками.

Трамп заявил, что его подслушивали. Связано ли это с расследованием?

На самом деле нет. В этом месяце Трамп устроил в твиттере настоящий огневой вал, обвиняя президента Барака Обаму в том, что во время избирательной кампании его офис в Trump Tower в Нью-Йорке прослушивали. Обама и его администрация отрицают эти обвинения. Коуми и директор АНБ адмирал Майкл С. Роджерс в понедельник со всей определенностью сказали, что нет никаких свидетельств того, что офис Трампа когда-либо прослушивали.

Умышленно или нет, но твиты Трампа отвлекли внимание от обсуждения российского вмешательства. Хотя его утверждения отвергают даже назначенные Трампом сотрудники органов национальной безопасности, Белый дом настаивает на них; там считают, что правота президента будет доказана. Но некоторые члены комитетов Сената и Палаты представителей по разведке, принадлежащие к обеим партиям, отметили, что свидетельств подслушивания нет и они собираются сконцентрировать внимание не на этом вопросе, а на российском вмешательстве в выборы.

К чему приведут требования парламентариев-республиканцев к ФБР расследовать утечки информации, имеющей отношение к национальной безопасности?

Коуми отказался ответить, проводит ли ФБР расследование каких-либо утечек. Но он не раз говорил о том, насколько серьезно относится к подобным случаям, и это создает впечатление, что ФБР будет их расследовать.