Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Ариэль Коэн: "Через 2 года санкции могут привести к социальным потрясениям в России"

После того как США и ЕС объявили о санкциях в отношении России, эксперты разделились во мнениях о том, насколько серьезными будут экономические и геополитические последствия для Москвы. The Insider поговорил об этом с Ариэлем Коэном, ведущим экспертом по изучению России и Евразии фонда Heritage - одного из важнейших стратегических исследовательских центров США.

- Ариэль, какие задачи преследуют США, когда накладывают санкции на Россию?

- Мне кажется, что если сейчас не будет военной операции в восточной Украине, то США себе засчитают это в зачет и будут говорить, какие они молодцы. Реально же я думаю, что нельзя говорить о победе, потому что Крым все равно попал под Россию - я не думаю, что кто-то серьезно будет пытаться отыграть это назад и рассчитывать на то что санкции заставят вернуть Крым Украине или даже сделать какой-нибудь двойной суверенитет.

- Для России имеет какое-то значение разрыв в отношениях по линии НАТО или НАСА, например?

- Абсолютно никакого. Единственное на что обращают внимания - это точечные санкции по определенным людям, банкам и по определенным экономическим направлениям. Сотрудничество с НАТО Россию вообще никогда не интересовало, а что касается НАСА, то здесь речь идет скорее о будущем бизнесе, который не достанется российской космической отрасли.

- Будет ли новая волна санкций, на ваш взгляд?

- Думаю, что если не будет дальнейшего вторжения в Украину, то санкции останутся на том уровне, на котором они уже заявлены, а по степени жесткости их применения возможно даже немного будут отыграны назад. То есть России все-таки достанется Крым, но в обмен на смягчение нынешних и не введение будущих санкций она не будет захватывать новые территории.

- То есть по сути будет нечто подобное тому, как Запад реагировал на войну с Грузией?

- Да, абсолютно, я считаю, что если не будет продолжения российского вторжения в Украину, то Запад это проглотит. Но не надо забывать, что Россия может действовать не только через военную силу, она может вмешиваться в происходящее в Украине через титушек или своих политиков, начиная с Медведчука и заканчивая клоунами вроде Допы с Гепой или Януковича. Добкин, кстати, пока на свободе «с чистой совестью» и под давлением господина Коломойского встал на путь исправления. Кроме того, Россия может применить экономические санкции, чтобы раскачать внутреннюю ситуацию. И в зависимости от российского вмешательства Запад будет как-то калибровать санкции.

- Тут ведь свою роль играет и внутриполитическая ситуация в США?

- Да, этот фактор в России, мне кажется, недооценивают, хотя он очень существенный. Обама, чтобы обеспечить поддержку демократам и избирательной кампании Хиллари Клинтон в 2016 году, сегодня должен демонстрировать жесткость во внешней политике, иначе республиканцы будут тараном долбить демократов за «мягкотелость». Республиканцы традиционно требуют более воинственной внешней политики, хотя в отношениях между Москвой и Вашингтоном, наоборот, все прорывные договоренности происходили при республиканцах: Никсон, Форд, Рейган, Буш – республиканцы известны своей прагматичностью. Но сейчас их давление будет заставлять Обаму проводить более жесткую политику.

- Уже сейчас Керри говорит о том, что США могут заменить Россию на европейском рынке энергоресурсов.

- В ближайшие несколько лет это невозможно: во-первых на восточном берегу до сих пор нет терминалов для СПГ, а во-вторых, у США нет достаточного объема экспорта сжиженного газа. Кроме того, основной экспорт пойдет в Азию где цены до $18 долларов за 1 млн BTU, а в Европе сейчас до $12, то есть на треть меньше. Наконец, в Европе будет серьезная конкуренция, будет поставляться газ Катара, будет увеличиваться экспорт из месторождений в Африке. То есть США, конечно Россию не заменят, но правда в том, что «Газпрому» придется снижать цены.

- Визит Обамы в Саудовскую Аравию мог быть связан с давлением на Россию в этом контексте?

- О теме их переговоров сложно узнать из открытых источников, но судя по тому, что сразу после встречи Обамы последовал звонок из Кремля – вполне возможно, что были попытки каких-то договоренностей о снижении цены нефти.

- Так все-таки будут ли санкции иметь какой-то эффект?

- С одной стороны, нынешние попытки договориться свидетельствуют о том, что все эти сравнения с Адольфом Алоизовичем перегибали палку, потому что европейцы осознают свои экономические национальные интересы, о которых тоже должна у кого-то болеть голова. Но и недооценивать эти санкции – ошибка. Может быть не завтра, но уже года через два они могут очень серьезно повлиять на внутреннюю ситуацию в России, вплоть до социальных потрясений в случае прекращения выплат бюджетникам. Надо иметь в виду также и интересы бомонда, который может серьезно пострадать от, например, ограничения банковских транзакций. Причем поле для усиления этих санкций по-прежнему очень широкое.

- Насколько вероятно, что вслед за Украиной последует активизация российского вмешательства и в других проблемных регионах, например, в Приднестровье.

- Учитывая то, каким серьезным экономическим бременем станет Крым, довольно сложно будет проводить какую-то военную операцию в Приднестровье без наземного «коридора» через Украину. И Молдова и Украина будут, конечно, ограничивать любое передвижение через свою территорию.

- Но есть и другие способы давления, раздавать российские паспорта опять же.

-  Это как раз предмет для переговоров в формате «5+2», которые продолжаются сегодня.

- То есть правы те, кто говорит, что Европа слишком зависима от России сегодня, чтобы ставить принципы выше экономики в отношениях с Россией?

- Все-таки Россия от Европы зависит больше, чем Европа от России. Кроме ЕС и США у России среди крупных торговых партнеров остается только Китай, но хотя торговля с КНР растет, все-таки Китай не может заменить Европу, занимающую сегодня 50% российского торгового оборота. И если рассматривать текущую российскую позицию как точку маятника, который качнулся от политики западной в сторону политики евразийской, то с учетом всех экономических недостатков – а при таком раскладе Россия рискует попросту стать отсталым, авторитарным сырьевым придатком Китая – возникает вопрос кто и когда начнет мобилизовывать партию западников. Потому что этот маятник качается уже больше 150 лет, это началось даже не при большевиках, а еще в 19 веке при Николае I.

- Но готовы ли европейцы затянуть пояса, ведь имеет смысл сравнивать зависимость России и Европы друг от друга только в том случае, если ЕС готов оплачивать санкции из своего кошелька.

- А им и не придется затягивать пояса, потому что у России нет выбора – она не может отправлять газ в Азию. Она может и могла бы, но Игорь Иванович не хочет отдавать Алексею Борисовичу этот лакомый кусок и позволять Газпрому отправлять в Азию сжиженный газ. Так что пока без европейского рынка деваться некуда. А Европа – пусть и не сразу – но найдет альтернативных поставщиков. Именно поэтому я и говорю, что если сейчас Россия не начнет выправлять отношения с Европой и США, то в течение 5-10 лет они полностью выйдут из экономических отношений с Россией. Решать эту проблему потом придется так же долго и сложно, как это в свое время пришлось Горбачеву и Ельцину. Это неизбежная последовательность событий, которая должна быть понятна даже школьнику. Но школьник, похоже, этого не понимает.