Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Эксперт: заявление Путина по поддержке КНР в Южно-Китайском море юридически несостоятельно

Вчера Владимир Путин заявил о том, что Россия поддерживает Китай в непризнании решения Гаагского арбитража по спору об акватории Южно-Китайского моря. «Это не политическая позиция, а чисто юридическая, заключается она в том, что любые третейские разбирательства должны быть инициированы спорящими сторонами, а арбитражный суд должен выслушивать аргументы и позиции спорящих сторон. Как известно, Китай в арбитраж Гаагский не обращался и его позицию там никто не слушал. Как же можно признавать справедливыми эти решения?» - пояснил Путин. The Insider попросил прокомментировать это заявление юриста-международника Марата Давлетбаева:

Конвенция ООН по морскому праву, участницей которой является и Китай, и Филиппины, предусматривает обязательную юрисдикцию Гаагского арбитража по такого рода спорам. По аналогии, если в коммерческом договоре есть арбитражная оговорка, то когда одна сторона инициирует арбитраж, другая не может сказать «а я не согласна на его юрисдикцию». Можно, конечно, исходить из того, что Владимир Путин просто хотел сказать что-то приятное своему китайскому визави. Вместе с тем, хотелось бы верить, что президент России ответственно относится к своим словам и осознает их последствия.

Россия являет себя сторонником партии real politik, которая исходит из того, что международное право создано в качестве инструмента для борьбы между сильными мира сего

С одной стороны, заявление Путина логично – ведь в похожей ситуации по делу Arctic Sunrise в 2013 году Россия поступила точно так же – не явилась на разбирательство и отказалась признавать решение трибунала. В этом контексте Россия являет себя сторонником партии real politik, которая исходит из того, что международное право создано в качестве инструмента для борьбы между сильными мира сего, и его соблюдение не является самоцелью, что оно придумано для поддержания мирового порядка, установившегося после Второй мировой войны, что дело малых стран – неукоснительно соблюдать его, а дело великих держав – устанавливать правила и нарушать их там, где велит их суверенная воля, не забывая при этом пенять друг на друга при каждом удобном случае.

Есть толика правды в том, что международное право (как и право вообще) во многом создано для защиты более слабого от более сильного. Но правда также состоит и в том, что сильный и слабый могут поменяться местами в любой момент. В этом контексте человек, мыслящий патриотично, а тем более президент страны, должен понимать, что любые действия и заявления, которые ведут к ослаблению международного права и его институтов в пользу ложно понятого суверенитета могут оказаться разрушительными не только для международного мира и безопасности, но и для безопасности собственной страны. В своих публичных заявлениях российские чиновники высшего звена, равно как и министр иностранных дел часто позиционируют Россию как защитника международного права. Важно помнить, что международное право, на которое так любят ссылаться наши политики, предполагает не только права государств, но и их обязанности, в числе которых исполнение решений международных арбитражей, наделенных соответствующей компетенцией.