The Insider предлагает вашему вниманию колонку Андерса Фога Расмуссена в Financial Times, перевод Яны Щетинской
После начала российской агрессии на территории Украины в адрес НАТО стали звучать призывы о необходимости быть более подготовленным к подобным неожиданным атакам.
Я полностью согласен с этим. С самого начала украинского кризиса я говорил о том, что это сигнал тревоги для альянса и для всех, кто хочет видеть Европу единой, свободной и мирной.
По мере развития кризиса кто-то критиковал НАТО за излишнюю мягкость, а кто-то, наоборот, за излишнюю воинственность. Ни то, ни другое неверно. НАТО продолжает вести свою работу по обеспечению безопасности своих союзников. Тем не менее, очевидно, что мы можем и должны сделать гораздо больше.
сегодня мы столкнулись с самым серьёзным вызовом со времён холодной войны и должны сделать больше для достижения общей безопасности
НАТО не является единым субъектом международных отношений. НАТО – это альянс 28 суверенных государств, и все решения НАТО принимаются на основании консенсуса. Иногда подобный принцип принятия решений может быть длительным или кого-то разочаровать. Однако вместе мы гораздо сильнее, чем по отдельности. И сегодня мы столкнулись с самым серьёзным вызовом со времён холодной войны и должны сделать больше для достижения общей безопасности.
С самого момента краха коммунизма, НАТО предпринимал множество мер для установления с Москвой более тесного и широкого сотрудничества, чем с каким-либо другим государством, из не входивших в Альянс, и стремился наладить стратегическое партнёрство. Россия же отказалась играть по правилам, спровоцировала конфликты в Молдове, Грузии и Украине и бросила вызов миропорядку, основанному на международном праве. Ополченцев, действующих при поддержке России, связывают с крушением самолета Малазийских авиалиний, летевшего рейсом MH17. Подобная модель поведения делает наш мир более опасным и непредсказуемым.
НАТО быстро отреагировал на незаконную и нелегитимную аннексию Крыма. Мы приостановили все текущее сотрудничество с Россией, сохранив открытыми дипломатические каналы. Мы серьезно расширили сотрудничество с Украиной. Мы также немедленно предприняли меры по увеличению степени нашей готовности к возможной агрессии: больше военных кораблей на море, больше военных самолётов в небе и больше военных учений на суше.
Союзники по блоку НАТО далеко не пассивны: мы увеличили количество истребителей над территорией государств Прибалтики более чем вдвое и начали разведывательные полеты над территорией Польши и Румынии. Мы развернули дополнительные корабли в водах Чёрного и Балтийского морей. Кроме того, мы проводим серию учений на территории региона. Все 28 членов Североатлантического альянса вносят свой вклад в укрепление коллективной безопасности, демонстрируя единство и твердость.
Восстающая против международного порядка Россия не единственная проблема НАТО. Мы сталкиваемся с целым рядом кризисов в разных регионах, от Северной Африки до Ближнего Востока и Кавказа. Начиная с противоракетной обороны и заканчивая разведывательными операциями и совместными учениями, страны-члены НАТО усиленно работают, чтобы быть уверенными в том, мы действительно можем противостоять угрозам безопасности XXIвека и поддерживать статус сильнейшего в мировой истории военного альянса. И когда мы говорим, что принцип НАТО - «Один за всех и все за одного», мы действительно это имеем в виду.
Через месяц, во время проведения саммита в Уэльсе, мы намерены принять серьёзные решения для укрепления альянса, с тем чтобы в будущем он имел возможность быть более быстрым и маневренным. Мы намерены принять план действий по усилению нашей готовности, который разработан с учётом рекомендаций Комитета безопасности Палаты общин Великобритании. Мы детально рассматриваем наиболее эффективные варианты разворачивания наших сил обороны и сдерживания. Мы также рассматриваем и такие меры по укреплению нашего потенциала как заблаговременное размещение снаряжения и оборонных запасов. Мы пересматриваем наши оборонные планы, оценки угроз, соглашения по обмену разведданными, процедуры раннего предупреждения и антикризисное планирование. Мы разрабатываем новый план учений, которые пройдут в новых регионах с использованием большего числа форм обороны – от танков в Польше до кибербезопасности в Эстонии и проведения совместных операций в Испании и Италии.
Мы стремимся и в дальнейшем укреплять систему совместного международного реагирования, способную быстро отвечать на любые кризисы в любом регионе. Одновременно 7 союзников под руководством Великобритании разрабатывают систему объединённых экспедиционных сил. Дания, Германия и Польша уже начали свою работу по повышению готовности международных сил на территории польского города Щецин. Все эти меры помогут нам быстрее реагировать на вызовы в регионах, включая и те, где у нас нет достаточного оповещения.
В момент, когда экономика восстанавливается, мы должны перестать сокращать расходы на оборону
Но подготовка требует ресурсов и политической воли. За последние 5 лет члены НАТО в среднем сократили свои оборонные расходы на 20 процентов. Россия, напротив, увеличила свои расходы на 50 процентов. США, Великобритания и другие европейские союзники по НАТО немало инвестировали в модернизацию своих вооруженных сил, остальным же надо предпринять больше усилий.
В момент, когда экономика восстанавливается, мы должны перестать сокращать расходы на оборону. Может быть это нелегко, но это жизненно необходимо. Вдохновляющими примерами являются Польша, Румыния и страны Прибалтики, которые уже предпринимают шаги в этом направлении. Я надеюсь, что предстоящий саммит отразит нашу готовность больше инвестировать в оборонный потенциал.
Действия России не могут быть проигнорированы. Мировой порядок, сложившийся после «холодной войны», оказался под угрозой. Поэтому НАТО необходимо сегодня больше, чем когда-либо. В Уэльсе мы намерены продемонстрировать нашу готовность действовать.