$40 млн заплатят Илон Маск и Tesla Inc. за урегулирование иска Комиссии по ценным бумагам и биржам США о мошенничестве с акциями. Кроме того, Маск покинет пост председателя совета директоров компании — так надзорный орган наказал его за «ложную информацию» в Twitter. Аналитик группы Finam Леонид Делицын рассказал о причинах свержения главного энтузиаста Америки, о том, какая судьба ждет Tesla без ее основателя и чем займется инноватор, потерявший контроль над своим проектом.
28 сентября американский инноватор, глава компании Tesla Илон Маск почти достиг внесудебного соглашения с Американской комиссией по ценным бумагам (SEC), однако в последнюю минуту отказался, заявив, что предпочтет защищаться в суде. Акции автопроизводителя упали на 13% и фактически вернулись на уровень полуторагодичной давности. Тогда Маск пошел на попятную, принял условия SEC, и курс акций тоже передумал. На NASDAQ в этот момент был выходной, но на внебиржевых торгах курс акций Tesla уже вернулся к отметке $307. Это, конечно, не $420, которые обещал Маск в твиттере, анонсируя так и не состоявшийся с тех пор выкуп акций с биржи, но и не вчерашние $264,77.
Теперь не только Tesla заплатит 20-миллионный штраф — на такую же сумму будет оштрафован и Маск лично. Кроме того, в течение 45 дней он обязан покинуть кресло председателя совета директоров компании — на смену ему придет независимый директор. В течение трех лет Маску запрещено возвращаться, но исполнительную власть он пока что сохранит, оставшись CEO компании. Уволить его может совет директоров во главе с новым председателем, что, на мой взгляд, вполне вероятно, поскольку Маск владеет лишь 19% акций компании. Фактически SEC вручает будущее Tesla в руки совета директоров — им же предстоит найти замену харизматичному основателю.
Победа над Маском — часть операции SEC по наказанию рублем-долларом топ-менеджеров публичных компаний (а не только самих корпораций как юридических лиц) за манипуляции фондовым рынком. Прегрешение Маска, о котором мы подробно писали раньше, — в том, что он похвастался в твиттере соглашением о выкупе акций, которое якобы заключил. Потом стало ясно, что ему показалось.
Почему Маск сдался?
Маск согласился на требования SEC, чтобы избежать окончательного обрушения капитализации Tesla. Сейчас рыночная стоимость компании составляет $45,16 млрд, выручка — $13,68 млрд. Нетрудно сосчитать (или поверить), что мультипликатор P/S, то есть капитализация, поделенная на выручку, равен 3,3. Этот показатель низок в сравнении с 14,4 у зарабатывающей столько же компании Nvidia ($170 млрд капитализации, $11,9 млрд выручки), которая производит видеокарты, столь необходимые сегодня обработчикам больших данных и майнерам криптовалют. Но это все еще в десять, а то и пятнадцать раз выше, чем у крупных американских автопроизводителей. Например, у General Motors мультипликатор P/S равен 0,33, а у Ford Motor Company — и вовсе 0,22.
Что означают эти мультипликаторы? Они сигнализируют, что инвесторы пока что воспринимают Tesla не как обычного автопроизводителя, с которым сегодня все ясно, а завтра не произойдет ничего хорошего, а как инновационную компанию, хайтек. Пусть Tesla прямо сейчас и не на пике успеха, как Nvidia, Amazon или Apple, но в будущем у нее все будет хорошо.
Так же я рассуждал и месяц назад, когда промахнулся в своем предыдущем комментарии относительно будущих действий инвесторов после первых исков к Маску и предупреждений SEC. Я посмотрел тогда на курс акций и сделал вывод, что рынок не реагирует, ожидая, что все обойдется. Однако очень скоро ситуация стала развиваться по другому сценарию.
Когда инвесторы вкладывают деньги в публичную компанию, они делают это только для того, чтобы заработать. При этом всегда есть как долгосрочные, так и краткосрочные инвесторы. Идеологию долгосрочных инвесторов проповедуют Уоррен Баффет и Джон Богл. Первый заявляет, что покупает акции хорошей компании в период временных трудностей и никогда не продает. Второй учит, что покупать можно что угодно, лишь бы в пропорциях, соразмерных вкладу компании в экономику, а еще лучше — просто покупать паи индексного фонда, который соблюдает эти пропорции. Такого, как его собственный Vanguard. Однако таких терпеливых консерваторов, которым уже некуда спешить, не так много (Баффету 88 лет, Боглу — 89). Массовый игрок покупает акции на короткий срок с характерным периодом в месяц или квартал и в любой момент готов к бегству.
Акции Tesla, как мы видели выше, оцениваются в десять раз выше, чем акции традиционного американского автопрома. И если в том, что в хайтеке надут пузырь, можно сомневаться, то относительно того, что стоимость акций Tesla вздута десятикратно в сравнении с акциями других автопроизводителей, сомнений быть не может. В этом и состоит главный аргумент аналитиков, советующих торговать «вкороткую», то есть занимать акции у брокеров и продавать сейчас, чтобы позже купить на рынке дешевле, вернуть брокеру и положить в карман разницу. Поэтому компания Tesla неофициально носит титул чемпиона, которого «шортят» больше всех. Однако вплоть до сентября «медведи», ставившие на падение курса, систематически теряли деньги. В том числе и трейдер Кальман Айзекс, который, почитав твиты Маска про предстоящий выкуп компании, подал на него в суд за манипуляцию рынком.
Как будет рассуждать инвестор?
Он попробует рассчитать действия других — подобно легендарным Дж. П. Моргану или Джозефу Кеннеди, каждый из которых фигурирует в старинном анекдоте про миллиардера, догадавшегося, что надо продавать акции, как только мальчик-чистильщик обуви спросил, не пора ли их покупать. А уж если бы мальчик задал Моргану или Кеннеди вопрос, не пора ли продавать акции Tesla, то почтенный спекулянт припустился бы на биржу босиком, чтобы сбросить их немедленно.
Так и случилось. После того как неудачливый игрок на понижение Кальман Айзекс подал на Tesla в суд, а SEC сообщила о необходимости разобраться с мотивами Маска, некоторые инвесторы решили, что пришло время похвалиться своей предусмотрительностью.
Оказалось, что еще в июне, за два месяца до роковых твитов, два из пяти крупнейших акционеров Tesla - инвестфонды T. Rowe Price и Fidelity Investments - снизили свои доли в компании на 20%. Но тогда они это не афишировали и на курсе это не отразилось, поскольку в тот период акции пользовались высоким спросом. А теперь об этих продажах стало известно, и это сообщение сыграло роль мины замедленного действия. Тут же обнаружилось, что еще 15 институциональных инвесторов Tesla, включая Goldman Sachs и упомянутый выше Vanguard, в прошлом квартале тоже продали часть своих акций.
И как только мелкие игроки узнали, что большие акулы от акций уже успели избавиться, они немедленно вообразили себя Морганами и Кеннеди и поспешили продавать. Хуже того, идея «шортить» акции Tesla в ожидании их скорого и окончательного обрушения снова овладела умами. Кто знает, может быть, неудачливый «медведь» Кальман Айзекс (о судебном иске которого пока никаких новостей нет) снова испытывает судьбу.
Тут же обнаружился еще один беглец с тонущего корабля — саудовский суверенный фонд PIF. Оказалось, что саудовцы не то чтобы предали, но и выручать Маска не собираются. А ведь это именно на них он намекал как на потенциального «белого рыцаря», который якобы согласился профинансировать выкуп акций Tesla с рынка. Хуже того: оказалось, что саудовцы инвестируют $1 млрд в в конкурентов Tesla, компанию Lucid. Что думают по этому поводу рыночные игроки? Осуждают ли они менеджеров PIF? По их мнению, саудовцы действуют рационально — выжидают, пока цена акций Tesla снизится настолько, чтобы покупать их стало безусловно выгодно. Ну кто же в такой ситуации будет покупать?
В середине августа капитализация Tesla превышала $60 млрд, а сейчас составляет $45,16 млрд. Еще пару недель назад компания оценивалась рынком дороже, чем General Motors ($47,5 млрд). «Медведи» немедленно обращают внимание на то, что General Motors продала в прошлом году 9,6 млн автомобилей в год и заработала $12,8 млрд прибыли (до налогов), а Tesla продала всего лишь 100 тыс. автомобилей и принесла $2,2 млрд убытка.
При оценке по аналогичным компаниям-автопроизводителям Tesla должна быть оценена не в $45 млрд, а в десять раз дешевле.
Мог ли Маск держаться до конца?
Еще вчера я ожидал, что Маск решил закатить американскому обществу телевизионную драму на пару лет и будет бороться за свое доброе имя так же яростно, как и судья Кавано. В глазах своих почитателей он, вполне возможно, и выиграл бы — как инноватор, защищающий свое честное имя и право на обычные человеческие эмоции. Однако от капитализации Tesla ничего бы не осталось — какие-то $4,5 млрд, которые соответствуют среднему показателю для автопроизводителей. Начни Маск тяжбу с регулятором, и вслед за акциями Tesla рухнули бы и перспективы проекта SpaceX, которому нужны госзаказы и нужны инвесторы, причем навсегда. Чтобы удержаться на текущих $45 млрд оценки, требуется принести надлежащую жертву.
Как повествовал Гомер, войска ахейцев застряли где-то на полпути в Трою, потому что исчез попутный ветер. А ветер отменила богиня Артемида за то, что возглавлявший ахейцев царь Агамемнон убил ее любимую лань. В качестве расплаты разгневанная богиня требовала в жертву дочку горе-охотника. Агамемнон дочку отдавать не собирался, но войско уже собралось в поход и требовало ветра. Тогда благородная царская дочь Ифигения, чтобы не лишать мужчин возможности поубивать друг друга, согласилась сама взойти на жертвенный костер.
У Илона Маска дочери нет, только пятеро сыновей. Кроме себя самого, в жертву SEC приносить ему оказалось некого. Жертва пока что повлекла за собой не столько попутный ветер, сколько мощные порывы: если вчера акции обрушились на 13,9%, то сегодня выросли на 15%, но дальше расти не стали. И если бы Агамемнон взобрался на костер сам, то к чему его обезглавленному войску был бы попутный ветер? Того же самого боятся и инвесторы.
Что будет с Tesla без Маска?
Что происходит с инновационной компанией, когда от руля отдирают харизматика-основателя, а в его кресло усаживается бухгалтер? В принципе, ничего страшного может и не произойти. Рано или поздно основателей компаний сменяют менеджеры. Стив Джобс завещал власть финансовому директору Тиму Куку, а акции Apple продолжили рост — капитализация компании превысила $1 трлн. Эрик Шмидт верно служил компании Google, покуда основатель Ларри Пейдж не научился поднимать нос из-за ноутбука. Марка Андриссена в Facebook менторит опытная финансистка Шерил Сандберг. Из недавних случаев — ситуация с Трэвисом Калаником в Uber. Когда совет директоров вытолкал его за дверь, новый директор Дара Хосровшахи довольно быстро вывел Uber из полосы скандалов, спровоцированных вакхической корпоративной культурой.
Есть и обратные примеры. После того как Apple в первый раз лишилась Стива Джобса, дела ее пошли плохо. Без основателя Yahoo! Джерри Янга компанию из болота не смог вытащить ни один приглашенный менеджер. Дела Silicon Graphics после расставания с Джеймсом Кларком шли тоже не слишком блестяще. Да и компания Lending Club после ухода основателя Рено Лапланша новыми свершениями пока похвастаться не может.
Зато Джобс, как известно, в изгнании создал Pixar. После того как инвесторы вытеснили Джеймса Кларка из Silicon Graphics, он вместе с Марком Андерсоном создал компанию Netscape — первый коммерческий браузер. Netscape стала самой быстро растущей американской софтверной компанией своего времени и через два года разместила акции на бирже. Кто будет управлять Tesla, сейчас никто не знает. SEC не может назначить ей директора — это прерогатива акционеров. Компания выберет нового председателя совета директоров, а совет решит, что делать с Илоном Маском и кого нанимать ему на замену.