Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Григорий Мелконьянц: выборы в Приморье перечеркнули, но будут ли наказаны виновные?

16 сентября буквально в прямом эфире мы стали свидетелями фальсификаций протоколов на губернаторских выборах в Приморье. Это произошло нагло, на глазах у изумленных граждан, экспертов, журналистов и наблюдателей. Лидер голосования на выборах поменялся после обработки около 99% бюллетеней. Отрыв коммуниста Андрея Ищенко уменьшался на глазах, и он начал уступать и.о. главы региона Андрею Тарасенко. В итоге разрыв между кандидатами составил 7,6 тыс. голосов. Это стало возможным, потому что протоколы грубо переписали. В целом можно говорить о более чем 20 тыс. приписанных Тарасенко голосов, подтвержденных копиями протоколов. Работа наблюдателей на выборах оказалась востребована, как никогда. Благодаря заверенным копиям протоколов стало возможным говорить о фальсификациях.

Когда 17 сентября проснулась Москва, масштабы произошедшего были уже вполне очевидны, учитывая разницу во времени с Приморьем, и вызвали большой общественный резонанс. Работа движения «Голос», журналистов, всю ночь наблюдавших и освещавших происходящее, не позволила все спустить на тормозах. Благодаря ЦИК России, которая обеспечила на своем сайте прямую трансляцию статистики по введению протоколов в систему ГАС «Выборы», удалось поймать переломный момент, когда стали происходить фальсификации. Вновь подтвердилось, что публичность - большая сила, которую нельзя недооценивать. Отдельно отметим  неадекватное поведение Общественной палаты края и провластных псевдонаблюдателей, наперебой заявлявших об отсутствии нарушений.

После возникшего скандала ЦИК России направил рабочую группу в Приморье, чтобы на месте разобраться с претензиями наблюдателей и кандидатов. Черта была подведена 19 сентября на заседании ЦИК России. Элла Памфилова резко отреагировала на нарушения, и комиссия настоятельно рекомендовала крайизбиркому признать выборы недействительными.

Следует учитывать, что ЦИК России сама не может отменять результаты выборов, так как не является организующей выборы комиссией, она может лишь дать рекомендацию, а крайизбирком вправе поступать по своему усмотрению. Но, полагаю, рекомендация была согласована в высоких инстанциях, и региональная комиссия против своего желания должна согласиться. Были прецеденты, когда ЦИК России обязывала нижестоящие комиссии принимать те или иные решения. Скорее всего, об этом вел речь член ЦИК России Борис Эбзеев, судья Конституционного Суда России в отставке, когда пригрозил, что Центризбирком найдет способ, в случае чего, признать выборы недействительными.

С точки зрения справедливости и интересов избирателей, признания выборов недействительными стоило бы избежать. По моему мнению, фальсификации не были тотальными, а отмена выборов - это крайняя мера, когда другого пути нет.

С назначением повторных выборов избирательный процесс перезапускается, все начинается заново. 

Основные претензии были к протоколам, переписанным на трех десятках участков. Там настолько все шито белыми нитками, что при желании можно в положенный семидневный срок привести это в порядок: либо вернуть результаты к первоначальным, либо их вовсе исключить и подвести итоги с этим учетом. Но в таком случае победу бы одержал коммунист Ищенко.

Кроме того, ЦИК России обосновывает отмену выборов вторжением службы МЧС, которая выгнала из помещения территориальной комиссии Советского района Владивостока членов и наблюдателей под предлогом задымления. Якобы после того, как документы остались без присмотра, по мнению ЦИК России, установить волеизъявление 24 тысяч избирателей оказалось невозможным. Это очень спорное утверждение: есть копии протоколов у наблюдателей, есть члены комиссий, которых можно опросить, можно организовать пересчет по участкам. Однако решено было не разбираться с каждым участком, а одним махом перечеркнуть все выборы.

После признания Избирательной комиссией Приморского края выборов недействительными Законодательное Собрание Приморского края должно назначить повторные выборы. Их возможно провести не позднее, чем через три месяца со дня голосования на основных выборах, то есть не позднее 16 декабря. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий могут быть сокращены на одну треть, что вводит работу избирательных штабов кандидатов и избирательные комиссии в состояние серьезного цейтнота.

Путь по признанию недействительными выборов, в целом, выгоден власти, так как можно потянуть время, а там уже решать, как действовать дальше.

С назначением повторных выборов избирательный процесс перезапускается, и все начинается заново. Это означает, что на выборы могут заявиться как ранее участвовавшие в выборах кандидаты, так и новые, что может изменить биполярную ситуацию Ищенко –Тарасенко. У федерального центра появляется возможность для маневра: можно попробовать договориться с коммунистами, вместо Тарасенко назначить нового врио, который и пойдет на повторные выборы, можно даже Ищенко назначить врио и т.д.

Всем кандидатам снова придется проходить пресловутый «муниципальный фильтр». При этом следует учитывать, что Андрею Ищенко явно помогали его преодолеть, так как у коммунистов могло быть только 67% собственных подписей муниципальных депутатов от необходимого количества. Помогут ли и на повторных выборах преодолеть мунфильтр коммунисту — вопрос пока открытый. Каким еще кандидатам власть поможет с выдвижением - неизвестно. 

Напомню, в первом туре в бюллетене было пять кандидатов. Кроме кандидатов от КПРФ и «Единой России» в выборах участвовали представители ЛДПР Андрей Андрейченко, «Справедливой России» Алексей Козицкий и «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость» Юлия Толмачева, набравшие 9,27%, 4,83% и 10,80 % соответственно. Обращает на себя внимание позиция, высказанная пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым: «Сам президент неоднократно говорил: для него важнее не поддержанный кандидат, а важнее легитимность, чистота, прозрачность и справедливость выборов». Поэтому если появятся новые фигуры, то это может значительно изменить конфигурацию предпочтений избирателей и повлиять на исход голосования.

Бюджету края придется выделить дополнительные средства на проведение непредвиденных выборов. К тому же следует предусмотреть расходы и на вполне вероятный второй тур. Не исключено, что под новый год мы будем наблюдать за вторым туром повторных выборов губернатора Приморья.

В любом случае, признание выборов недействительными — свидетельство серьезных фальсификаций, не позволяющих установить действительную волю избирателей. Это должно повлечь возбуждение уголовных дел и наказание для виновных: как исполнителей, так и заказчиков фальсификаций. В противном случае ситуация будет выглядеть странно — выборы отменили, а виновных в этом нет.

Григорий Мелконьянц - сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос».