В начале апреля Верховный суд отказался пересматривать решения нижестоящих судов о выселении Международного центра Рерихов из двух зданий усадьбы Лопухиных. Таков правовой итог конфликта музея с Министерством культуры. Насильственное выселение работников организации произошло около года назад, по их словам, в здание ворвались вооруженные люди и даже не позволили сотрудникам собрать личные вещи. Усадьба Лопухиных была опустошена, из нее исчезло больше сотни произведений искусства, в том числе, картины самого Рериха. Вице-
Методы Минкульта
Когда команда министра культуры Владимира Мединского пришла управлять культурой, одной из первых его задач стало разрушение и уничтожение Международного центра Рерихов (МЦР), захват усадьбы, в которой общественный музей имени Н.К. Рериха находился более 25 лет, и овладение наследием. Они добивались этого длительное время, но безрезультатно. Мединский и его первый зам Владимир Аристархов долго распространяли слухи о том, что МЦР незаконно владеет зданием и картинами, они пытались заставить Генеральную прокуратуру изъять у нас, общественной организации, это наследие. Они не подали в суд и не истребовали это наследие из чужого незаконного владения и пошли другим путем.
В ночь с 28 на 29 апреля 2017 года Министерство культуры при участии Государственного музея Востока и его директора с помощью силовых структур захватило усадьбу Лопухиных, где находился Международный центр Рерихов. Захват осуществлялся под предлогом того, что принято судебное решение о выселении МЦР, однако центр обжаловал его в апелляционной инстанции, и на момент захвата оно не вступило в законную силу. Возникает вопрос: а почему они так торопились?
Незаконная торговля музейными ценностями занимает третье место в мире после торговли оружием и наркотиками
Ответ очень простой: захватывалась не только усадьба, а самое главное - наследие Рерихов. МЦР обладает самой большой в мире коллекцией картин и рисунков Рерихов - их около 900. Вы должны понимать, что незаконная торговля музейными ценностями занимает третье место в мире после торговли оружием и наркотиками. Ранее была полностью разграблена квартира Юрия Николаевича Рериха в Москве - это давняя история, и там были уникальные объекты наследия. Частично разворована коллекция картин Рерихов, принадлежащая Святославу Николаевичу, которая в данный момент находится в Государственном музее Востока. Наконец, произошел захват нашей коллекции без какого-либо решения суда. Захватывают, собственников выгоняют, никаких передаточных актов нет, хочу это включу в список, хочу - не включу. А там уникальные коллекции, кольцо Нефертити, рукопись «Шахнаме», не говоря уже о картинах Рериха.
Никаких решений судов по этому поводу нет - есть решение суда о выселении МЦР, но при чем здесь остальное имущество? При чем здесь следственная группа, которая ведет это дело в МВД? И как она могла передать все это имущество на ответственное хранение Государственному музею Востока?
Были нарушены все элементарные нормы закона, этики, и самое интересное, что это совершено Министерством культуры. Более того, нас, пожилых людей, вышвырнули на улицу без документов, без имущества, не дали забрать даже личные вещи. Зачем им держать у себя наши вещи? Чтобы ковыряться в них, искать крамолу?
Спустя несколько месяцев Мединский с трибуны Госдумы заявил, что наконец-то закончилась «криминальная история некой общественной организации». Наш министр вообще не стесняется в выражениях. Недавно он имел наглость оскорбить Даниила Гранина и назвать его лжецом, когда блокадник говорил о том, как выживали в блокаду, в то время, как чиновники пировали. У Мединского нет ни стыда, ни совести.
Дело «Мастер-Банка»
Благодаря МЦР из-за рубежа в Россию вернулось около 400 картин и рисунков Рерихов. Теперь это все разграблено под видом расследования уголовного дела в отношении «Мастер-Банка». Нашим меценатом был Борис Ильич Булочник, председатель правления этого банка. Мы очень ему благодарны, на протяжении 25 лет он финансировал всю культурную деятельность музея, покупал картины и передавал их в дар. Никто в современной России подобных пожертвований не делал. Минкульт и государство должны быть благодарны Булочнику, что с его помощью в Россию были возвращены картины великого Мастера.
Теперь они говорят, что Булочник, оказывается, украл деньги и на эти деньги покупал картины. Ну так это же надо доказать. Последний раз картины в дар Борис Ильич передал в октябре 2013 года, незадолго до отзыва лицензии у «Мастер-Банка». Якобы на эти 9 картин кредит был возвращен не полностью.
Зачем было нагонять ОМОН, более 20 вооруженных солдат в масках, когда в музее 90% пожилых женщин?
Следствие признало эти картины вещдоками, они висели у нас, но ведь кроме этих полотен забрали еще около 200, а также архивные документы 90-х годов! Какое отношение они имеют к «Мастер-Банку» и к предполагаемым нарушениям закона со стороны Бориса Ильича? А почему следственными действиями руководил советник министра культуры господин Рыбак и заместитель директора Музея Востока господин Мкртычев? Почему с наводки Рыбака изымались картины?
Я этому свидетель, я присутствовал и видел, как срывали картины! Зачем было нагонять ОМОН, более 20 вооруженных солдат в масках, когда в музее 90% пожилых женщин?
Годом раньше, в 2016-м, приходил следователь, мы с ним общались, он проводил следственные действия, никто ему не препятствовал. Зачем нужен был такой акт устрашения спустя год, 8 марта? Чтобы всем показать, как разделываются с неугодными организациями, чтобы отбить у нас всякую поддержку. Преступление Министерства культуры спрятано под уголовное дело "Мастер-Банка".
Сейчас главная задача Мединского - ликвидировать Центр Рериха как основного свидетеля и потерпевшего. Нет потерпевшего - нет преступления
Первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов давал команду «фас», чтобы преследовали нашу организацию. Это не просто превышение полномочий - он давал команду прокуратуре и до сих пор дает. На основании его писем идут массовые проверки. Сейчас самая главная задача Мединского и Аристархова -- ликвидировать МЦР как основного свидетеля и потерпевшего. Нет потерпевшего - нет преступления. Логика простая.
Из Министерства культуры, из официальных средств массовой информации исходит только негатив о какой-то секте, о преступной организации, о том, что здесь рецидивисты, экстремисты, которые делают «коктейли Молотова» и с ними выйдут на Красную площадь.
Уничтожается труд огромного числа людей, и это делает Мединский. Нарушается закон, основа государственной культурной политики. Это Малюта Скуратов в российской культуре. Но он умеет пускать слезу, красиво говорить о патриотизме. Но о главном говорят не его разговоры, а его дела. А дела разрушительны.
Как создавался музей
Святослав Николаевич Рерих, выполняя волю своих родителей, в конце 80-х годов прошлого века решил создать в Москве музей имени своего отца, куда он передавал наследие. Он провел несколько встреч с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Святослав Николаевич для осуществления им безвозмездной передачи в Россию наследия его родителей поставил два условия - это должен быть обязательно общественный музей и для его размещения в Москве необходимо предоставить соответствующие здания. Горбачев согласился. В 1989 году вышло постановление Совета министров о создании Советского фонда Рерихов и Общественного музея имени Николая Константиновича Рериха. Все условия были выполнены. Для музея решением московского правительства была выделена усадьба Лопухиных в Москве.
В 1990 году он передал наследие через Людмилу Васильевну Шапошникову, она привезла работы сюда для создания общественного музея. И Святослав Николаевич Рерих при жизни написал завещание в пользу Советского фонда Рерихов, куда он включил и ту часть коллекции, которую в 1978 году передавал на временное хранение Министерству культуры СССР для проведения передвижных выставок. Эта коллекция насчитывала, по данным ее владельца, 288 картин.
В 1991 году распался Советский Союз, и по инициативе Святослава Николаевича Рериха Советский фонд Рерихов был преобразован в Международный центр Рерихов, который начал в усадьбе Лопухиных создавать общественный музей. Музей был создан, провел колоссальную работу. Более 25 лет он вел обширную культурную деятельность как в России, так и за рубежом, неоднократно получал благодарности от генерального директора UNESCO, от генерального секретаря ООН.
Но вся интрига с наследием заключалась в том, что ту часть коллекции, которую Святослав Николаевич включил - коллекцию картин, - Министерство культуры так и не отдало. Оно не отдало ее ни Советскому фонду Рерихов, ни Международному центру Рерихов. Эта коллекция находится в Государственном музее Востока. Беда вся в том, что там не вся коллекция - несколько картин оттуда пропали. И есть подозрения, что там еще больше подделок.
Требования общественности о проведении независимой экспертизы этой коллекции на соответствие документам ее владельца Минкультом игнорируются. А проверки организованный самим Минкультом странным образом ни к чему не приводят. Дело в том, что списки этой коллекции, давно не соответствуют первоначальным спискам С.Н. Рериха.
Министерство культуры, не желая отдавать коллекцию, с 1992 года начало процедуру непризнания МЦР правопреемником Советского фонда Рерихов. Но наследник коллекции в то время был жив, и только после его смерти Советский фонд Рерихов мог унаследовать эту коллекцию. Когда Святослав Николаевич Рерих узнал, что Министерство культуры намерено отобрать все наследие, он отдал соответствующие распоряжения, на основании которых признал права МЦР на эту коллекцию, на все наследие, и заверил у индийского нотариуса. Этот документ Министерство культуры не желает признавать и заявляет, что МЦР владеет коллекцией незаконно. И придумало, что нотариус - мошенник, подписи фальшивые, и так далее.
Под этой маркой господин Мединский и говорит о криминальной истории. Хотя действительно криминал во всей этой история присутствует, но не со стороны МЦР, а со стороны господина Мединского и его команды, которые укрывают факт хищения коллекции картин из Музея Востока, той коллекции, которую Святослав передал общественному музею.
Ликвидация общественного музея произошла под девизом создания в усадьбе Лопухиных государственного музея как филиала Музея Востока. Может ли нормальный деятель культуры создавать организацию на развалинах старой, которую он уничтожил? Нет, теперь нам предстоит длительный путь защиты, восстановления нарушенных прав, чести Святослава Николаевича, поруганной Мединским и его командой.