Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Федор Крашенинников: Без Ройзмана выборы губернатора превратятся в жалкий балаган

Минюст подтвердил выводы Центризбиркома России о том, что бюро партии «Яблоко» не имело права выдвигать мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана на выборы губернатора Свердловской области. Ранее Ройзман отказался от участия в гонке. Причиной такого решения стало «административное давление», которое помешало ему собрать нужное для выдвижения количество подписей муниципальных депутатов. По закону, чтобы стать кандидатом, необходимо получить поддержку от 5 до 10% депутатов и глав муниципальных образований. В Свердловской области большинство депутатов - члены «Единой России», от которой на выборы идет нынешний губернатор Евгений Куйвашев. Уральский политолог Федор Крашенинников рассказал The Insider, почему власти испугались выдвижения Ройзмана, помогла или помешала ему партия «Яблоко» и чем марионеточные выборы опасны для действующей власти.

Власть сделала все, чтобы выборы в Свердловской области не состоялись. У Ройзмана не осталось других вариантов, кроме бойкота, и без его участия происходящее называть выборами очень сложно. Пройдет очень странная процедура, в которой примут участие заранее утвержденный Кремлем победитель и какие-то люди, чудесным образом прошедшие муниципальный фильтр и ни на что не претендующие. Как избиратель я возмущен этой ситуацией, и, конечно, на такие выборы не пойду.

Безусловно, у Ройзмана во всем этом проекте были свои цели - он хотел напомнить о себе и искренне надеялся, что появится окно возможностей. И старался выглядеть достаточно умеренным политиком. Сейчас его упрекают, что он не создал себе штабов поддержки, мало работал с избирателями. Но он пытался идти по системной линии, выдвинулся от «Яблока», вел себя спокойно, подыгрывал власти. "Посмотрите, я же вполне системный человек. Уже несколько лет я мэр Екатеринбурга, почему нельзя допустить меня к выборам губернатора?» - как бы спрашивал он, а ему отвечали: «Нельзя, потому что победитель заранее согласован, твое участие может изменить расстановку сил, а это никому не нужно». Вот единственная главная причина, почему все так получилось.

При этом губернатор Куйвашев, который сейчас правит Свердловской областью, ничего из себя не представляет. Это просто близкий к Собянину человек, которому досталась наша область. Если посмотреть на его биографию, станет понятно, что он никогда никуда не избирался, везде назначался. Это губернатор с нулевым опытом общественной деятельности и участия в выборах, серый, невзрачный чиновник. В реальной конкурентной среде Куйвашев не избрался бы даже в райсовет, поэтому настоящие соперники ему не нужны. А Ройзман, во-первых, гораздо ярче и интереснее, во-вторых, просто известнее, особенно в Екатеринбурге. Популярность же Куйвашева – это величина, существующая только в газетах, которые он сам и финансирует из бюджета.

Ройзман, может, и не победил бы, но с ним совершенно точно был бы второй тур, а это уже вносит в стройную процедуру, я бы даже сказал, в ритуал символических выборов никому не нужный элемент непредсказуемости. И он абсолютно точно не дал бы превратить эти выборы в жалкий балаган, где в первом же туре с разгромным счетом побеждает ставленник Кремля, а все остальные получают по 1-2% голосов.

Второй тур это вообще вещь непредсказуемая, вполне возможно, что огромный процент избирателей захотел бы показать кукиш федеральной власти и лично губернатору, и просто назло ему проголосовал бы за Ройзмана. Ведь и на выборах главы Екатеринбурга многие голосовали за Ройзмана не потому, что он им очень нравился, а потому что им очень не нравился тот унылый персонаж, которого толкала в губернаторы «Единая Россия» -- вице-губернатор Силин. 

«Яблоко» ничего не добавило Ройзману ни в плане популярности, ни в плане организационных возможностей.

А партии «Яблоко», от которой на этот раз Ройзман пошел на выборы, на Урале фактически не существует, что было научно доказано безобразной историей с его выдвижением. Выяснилось, что местное отделение возглавляют абсолютно случайные люди, которые по первому свистку сделали все, что им приказало областное начальство. Федеральное «Яблоко», в свою очередь, показало себя как беспомощная партия, от которой вообще ничего не зависит. Ставя на нее, Ройзман надеялся, что Явлинский имеет хоть какой-то вес и может гарантировать, что с ним не посмеют так поступить. Выяснилось же, что с Явлинским можно делать что угодно, и ценность «Яблока» как партии ничуть не выше, чем у Парнаса, от которого он мог бы с таким же успехом выдвигаться; "Яблоко" в этой истории выглядит случайным и самым несчастным игроком. Она ничего не добавила Ройзману ни в плане популярности, ни в плане организационных возможностей.

Боюсь, после этой истории его дела плохи, хотя, наверное, он найдет себе место в жизни. Как главу города его нейтрализовали, по уставу он ничего не может, ему не дают работать, никуда не зовут, не включают ни в одну комиссию. Фактически власть его всячески игнорирует. Незавидное положение, но в нашей стране очень многие в нем находятся.

Вообще губернатор в современной России – это незавидная мелкая чиновничья должность в иерархии администрации президента. Если раньше глава региона общался с премьер-министром и с президентом, то сейчас его допускают лишь до каких-то клерков в АП, а встреча с главой государства – это большая удача и редкость. Это работа для мелкого нехаризматичного чиновника, ничего из себя не представляющего, который готов в любой момент времени или стать губернатором в соседней области, как Меркушкин, или сесть в тюрьму, когда Кремлю надо продемонстрировать эффективную борьбу с коррупцией. В большинстве случаев губернаторов назначает президент и весь их авторитет строится на том, что «я тут у вас от Путина». У него есть ярлык на княжение, выданный московским ханом, с ним он и княжит.

Вся эта история иллюстрирует общую тенденцию - происходит всеобщее обессмысливание и выборов, и губернаторов. Это опасно и для самой власти. Если на всех ключевых должностях сидят никому не известные люди, тусклые, серые и безынициативные, то, конечно, в критической ситуации эта система мгновенно рухнет. Не может человек, который губернаторствует благодаря фальсифицированным ритуальным выборам, руководить регионом и брать на себя ответственность.