Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Bellingcat: Вскоре мы планируем установить личности еще нескольких виновных в крушении Боинга MH17

Международная экспертно-журналистская группа Bellingcat подтвердила версию о том, что ракета, пущенная с российской ракетной установки «Бук» за номером 332, привела к катастрофе самолета MH17 на Донбассе летом 2014 года. Об этом говорится в 72-страничном отчете Bellingcat, посвященном третьей годовщине со дня трагедии. Эксперты в очередной раз указывают на принадлежность «Бука» под номером 332 к 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил РФ. В феврале международная группа Bellingcat установила, что транспортировку «Бука», из которой был сбит MH17, контролировал российский офицер Сергей Николаевич Дубинский.  Дубинский известен также как боец «вооруженных сил ДНР» под позывным «Хмурый».  Эксперт Bellingcat Арик Толер  рассказал The Insider, какие данные  исследовательская группа передала международной комиссии и кто из виновных, по его мнению, предстанет перед судом по окончании следствия. 

Какие последние на данный момент факты удалось установить Bellingcat по поводу обстоятельств крушения и ответственных за него людей? 

Самая свежая информация о крушении MH17, которую удалось добыть Bellingcat, касается Сергея Дубинского, сейчас он живет неподалеку от Ростова. Дубинский - один из ключевых подозреваемых, это редкий случай, когда нам удалось раздобыть конкретные данные о человеке, причастном к уничтожению самолета.

То, что сведения о его роли в крушении Boeing обнародованы, никак не повлияло на мирный ход его жизни в Ростове. Я очень надеюсь, что в ближайшее время нам удастся добыть информацию о других личностях с позывными «Дельфин» и «Орион», они также играли важную роль в тех событиях. Насколько мне известно, голландским следователям пока не удалось их идентифицировать — им пришлось объявить о поиске тех, кто может опознать этих людей.

На какой стадии находится официальное следствие? Его результаты совпадают с вашими?

Практически все утверждения, которые мы изложили в нашем первом отчете о гибели MH17 в ноябре 2014 года, были подтверждены официальным расследованием. Доказательством этого является тот факт, что на пресс-конференции 28 сентября 2016 года была озвучена и объявлена официальной добытая нами информация - включая данные об особенностях конкретного «Бука», который сбил самолет (Международная следственная группа  — МСГ — в новых материалах подтвердила, что особенности машины соответствуют «Буку» 322, прибывшему из России), и транспортных средств, которые сопровождали «Бук»322 в колонне (Toyota RAV4, УАЗ-469 и VW Transporter).

В каком формате проходит сотрудничество у следственной группы с Bellingcat? Какую информацию вы передали?

Мы не заключали официального партнерства со следствием, мы лишь отправляем им все наши находки, и следователи благодарны нам за любое содействие. При этом я не стал бы выпячивать наши успехи и называть их выдающимися по сравнению с тем, что делают следователи из МСГ.  Их руки часто оказываются связаны бюрократическими проволочками и протоколом, в то время как мы можем просто публиковать на свое усмотрение любые выводы, когда нам угодно.  Я уверен, что они проделывают фантастическую работу и обладают обширными ресурсами и надеюсь, что материалы, которые мы им отправляем, помогут заполнить некоторые пробелы там, где работать особенно сложно. Например, по официальным каналам очень сложно получить данные о структуре командования российских войск, а именно 53-й офицерской бригады, а нашей команде удалось получить эти сведения, порой добываемые из мутных и труднодоступных источников.

Подозреваемых объявят уже к концу года, каковы ваши прогнозы - кто войдет в список? Будут ли названы высокопоставленные лица России?

Я не в силах с уверенностью ответить на этот вопрос, могу высказать лишь свое собственное мнение.  Фигурантами обвинительного заключения Международной следственной группы, на мой взгляд, окажутся те, кто лично присутствовал на Донбассе в июле 2014 года. Это лидеры ДНР и военные, принимавшие участие в боевых действиях (Гиркин, Безлер, Дубинский), включая граждан России. В списке очевидно окажутся и местные украинцы, которые сражались на стороне сепаратистов, а также те, кто оказывал им материально-техническую поддержку — например, в качестве сопровождения «Бука» через территорию восточной Украины.

У меня нет никакого представления о том, будут ли предъявлены обвинения действующим российским военным, солдатам/офицерам 53-й бригады или высокопоставленным российским военнослужащим, которые санкционировали передачу «Бука» в ДНР.

Некоторые эксперты считают, что три года - слишком долгий срок для установления истины, вы согласны с этим мнением?

Мне вовсе не кажется, что три года для расследования катастрофы - это большой срок. В нашем отчете, посвященном годовщине трагедии, мы говорим о том, что ключевые факты этого дела были известны уже вечером 17 июля 2014 года: кто, что, когда, где и почему. За последующие годы появилось много дополнительных данных, но исходные факты (сепаратисты, участие россиян, 16:20 17 июля, поле к югу от Снежного, ошибка, когда лайнер приняли за украинский транспортник) остались прежними.

Если бы Москва пошла навстречу и просто признала свою ошибку, дело двигалось бы гораздо быстрее.

Причина того, что официальное расследование идет так долго, в том, что Россия не просто не сотрудничает со следствием, но и активно саботирует и мешает его продвижению. Если бы Москва пошла навстречу и просто признала бы свою ошибку, дело двигалось бы гораздо быстрее. Как минимум, Россия допустила ошибку, предоставив «Бук» безрассудным сепаратистам, как максимум, военные РФ управляли «Буком», который запустил ту ракету.  Я понятия не имею, почему Министерство обороны и МИД России не признают хотя бы сценарий своего «минимального» участия, ведь это очевидно ускорило бы отмену санкций и серьезно улучшило бы репутацию России.

В чем, по-вашему, принципиальное отличие этого расследования от аналогичных? 

Гигантский цифровой след, оставленный «Буком» и вовлеченными в его передвижения людей, делает этот случай совершенно отличным от других авиационных происшествий — таких как катастрофа в Локерби, MH370, Egypt Air, Germanwings и т.д.

Сотни фотографий, видеороликов, свидетелей, спутниковых изображений и других материалов в интернете, которые рассказывают нам, что именно произошло - это совершенно потрясающая вещь. Новые технологии позволят нам по-настоящему глубоко изучить эту трагедию и, надеюсь, рассказать всю правду о ней семьям погибших.

Голландское расследование идет очень медленно еще и потому, что этот случай невероятно сложный с юридической и политической точки зрения. Однако мы надеемся, что наши и другие расследования и  отчеты о катастрофе MH17 позволят международной группе понять чуть больше о произошедшем, прежде чем официальные итоги следствия (которое, я уверен, будет всеобъемлющим), будут обнародованы.