Президент США Дональд Трамп на первой пресс-конференции в новом качестве вновь заверил журналистов, что ничто не связывает его с Россией. «Я ничем не владею в России, у меня там нет кредитов. Я не заключал там сделок», - сказал он. Отвечая на вопрос о Путине, он сказал: «Если Путину нравится Дональд Трамп, знаете что, ребята, - это называется «актив«, это не помеха. Я не знаю, смогу ли я поладить с Владимиром Путиным. Надеюсь, что смогу. Но есть большой шанс на то, что нет».
Эти заявления Трамп делает на фоне скандальной отставки своего советника по национальной безопасности Майкла Флинна, которого уличили в близких контактах с послом РФ.
До новых назначений в администрации президента делать выводы о будущих отношениях с Вашингтоном не стоит, считает научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Алексей Давыдов.
Несмотря на то, что костяк администрации в США уже сформирован, все еще не утверждены лица на некоторых ключевых постах - как минимум, нет советника по национальной безопасности и, как максимум, заместителей госсекретаря и начальника Пентагона.
Эти назначения будут в большей степени влиять на определение вектора в отношении России. Сейчас делать какие-то поспешные заявления в отношении Москвы Трампу просто невыгодно, он может поставить себя в то же положение, в котором несколько раз оказывался Обама, в частности, создавая так называемые красные линии в отношении тех или иных вопросов с Сирией. Когда возникала какая-то ситуация, Обама становился по сути дела заложником своих слов.
Важно отметить, что когда Трамп на вчерашней пресс-конференции говорил о России, постоянно смещая внимание на то, как эта тема подавалась в СМИ. Он подчеркивал наличие недоверия по отношению к этим сообщениям и к тем СМИ, которые так или иначе тяготеют к демократам, например, «Нью-Йорк Таймс», CNN - их он обвинил в создании ими ложных новостей.
По поводу России пока следует обращать внимание только на одно – на действия, потому что риторика на этот счет может быть разной. В частности, недавно состоялась встреча Трампа с японским премьер-министром: в отношениях между Японией и Россией сейчас налаживается положительный тренд, но посмотрим, будут ли США способствовать или противодействовать этому тренду. Тем не менее, пока никаких действий нет, есть только риторика.
Что касается отставки Флинна, действительно, если произошел диалог между нашим послом и еще тогда не назначенным советником, то уволили его за нарушение формальной процедуры: он неправильно проинформировал вице-президента, а вице-президент неверно проинформировал о переговорах СМИ. То есть Флинн по сути дела ввел в заблуждение другого члена команды, и это стало основным поводом, почему он ушел. Ведь о контактах с российским послом было известно и ранее, в СМИ появлялись новости о том, что такой диалог имел место, и это в конечном счете обернулось против Майкла Флинна только сейчас.
Вывод из этой ситуации можно будет сделать после того, как будет назначен следующий советник по национальной безопасности, это станет показателем, действует ли американский истеблишмент против Трампа. Демократы, несомненно, генерируют антитрамповскую повестку, стараются его дискредитировать на теме связей с Россией, в то время как республиканцы в Конгрессе стараются давать более осторожные комментарии. Некоторые из них действительно занимают ярую антироссийскую позицию, но руководство партии пока воздерживается от резких заявлений в отношении политики президента.
Формирование администрации - это борьба, в Вашингтоне очень внимательно относятся к этому процессу, утверждение каждого министра занимает большое количество времени. Трампу сейчас важно договориться с Конгрессом - против него он не пойдет, но и не будет назначать людей, которые значительно расходятся с ним в позициях. Есть риск, что депутаты начнут вставлять ему палки в колеса, как делал республиканский Конгресс по отношению к Обаме, а Трамп этого, естественно, не хочет.
В Конгресс уже внесли законопроект, который не позволит Трампу снять антироссийские санкции, пока он не согласует это с законодательной властью. Аналогичные документы принимались и ранее, но специфика американской системы заключается в том, что президент должен подписать этот закон, чтобы он вступил в силу. У президента существует право вето - он может заблокировать закон, даже если его приняла и верхняя, и нижняя палата Конгресса. Однако если две трети Палаты представителей и Сената Конгресса США проголосуют за закон, они смогут обойти вето, и он будет принят, а Трамп будет обязан его исполнять. Сейчас нужно следить за действиями президента - как пойдет эта процедура - он может подписать его сам, а может быть заставлен его исполнять.
Первая встреча Лаврова с Тиллерсоном пока тоже не дала четких ответов, она прошла в позитивном ключе, но это довольно формальный «позитивный ключ», ни о каких договоренностях речи не было. Лавров сказал, что администрация выразила желание сотрудничать по различным направлениям. Теперь очередь за конкретными шагами администрации Трампа по сирийскому вопросу, и по вопросу в Афганистане, и по вопросу Украины.
Само назначение Тиллерсона на эту должность не стало большой неожиданностью. К нему с уважением относились и республиканцы, и члены предыдущей администрации, и Кандолиза Райс, и бывший глава Пентагона Роберт Гейтс. Как у главы ведущей нефтяной корпорации у него много связей, и он знает, как устроен нефтяной рынок. Одна из важнейших задач администрации Трампа – это достижение энергонезависимости Соединенных Штатов. Если это произойдет, существенно могут измениться экономические отношения с Европой и Ближним Востоком, что естественно, повлечет за собой и политические последствия, в первую очередь, в тех странах, чья нефть уходит в США, и чья экономика слабо диверсифицирована. Существует вероятность, что в этих странах начнется кризис.