Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Основатель проекта "Насилию.нет": Жертвы побоев будут вынуждены сами оплачивать штраф

Государственная Дума в первом чтении приняла поправки в статью 116 УК РФ, исключающие уголовную ответственность за побои в отношении членов семьи. Согласно  документу, уголовное наказание за избиение близких родственников будет применяться только в случае рецидива в течение одного года.

Наличие уголовной ответственности служило превентивной мерой для людей, склонных к насилию против своих родных, теперь они будут чувствовать свою безнаказанность, - заявила в интервью The Insider юрист, руководитель проекта «Насилию.нет» Анна Ривина. 

Все началось с того, что Верховный суд предложил пакет по либерализации нашего уголовного законодательства, среди рассматриваемых составов преступлений была статья УК 116 «побои».

Летом «побои» убрали в административный кодекс, но тем не менее впервые в закон  внесли такую категорию, как «побои в отношении близких лиц». Это значит, что их наконец-то зафиксировали как отдельный состав преступления. До этого момента все дела по побоям подпадали под частное обвинение - то есть пострадавшие должны были самостоятельно идти в мировой суд, собирать все доказательства, доказывать вину того, кто с ними все это сделал.

После того, как летом произошли эти изменения, правоохранительные органы тоже взяли на себя функцию сбора доказательной базы и защиты потерпевших. Сейчас же предлагается понятие «близких лиц» перенести в административный кодекс  и оставить в уголовном кодексе только побои, мотивированные национальной, религиозной или социальной рознью, а также хулиганскими побуждениями.

Депутаты предлагают ввести двухступенчатую систему: акт агрессии, первые побои – это административное наказание, штраф, второе избиение – уголовка.

Однако, если мы говорим про вторую стадию, то теперь она снова относится к частному обвинению, то есть после второго инцидента женщине опять придется самостоятельно доказывать, что ее избили.

Нужно понимать специфику ситуации: во-первых, в случае с домашним насилием люди проживают вместе, это подразумевает психологическую и экономическую зависимость. Члены семьи вынуждены общаться, они не могут сбежать друг от друга и больше не видеться. Во-вторых, этот штраф скорее всего будет оплачиваться из семейного бюджета - если мужчина, например, пьет и сидит дома, а женщина зарабатывает, она из своей же зарплаты и будет оплачивать штраф за эти побои. В-третьих, женщина, понимая, насколько трудно собрать всю доказательную базу (для этого нужно знать и УПК, и понимать, как это работает в суде), скорее всего даже не заявит на близкого человека, поэтому он останется безнаказанным.

Но самое главное  – избиение члена семьи становятся таким же правонарушением, как неправильно припаркованный автомобиль или курение в неположенном месте.

_________________________________________________________________________________________

За 2015 год в России от насильственных преступлений в семье пострадало 50 780  человек, из  них 36 493 женщины. За этот же год в стране  от побоев в семье пострадало 11 756 детей. По данным официальной статистики каждые 12 минут в России от домашнего насилия страдает один человек.  За 2015 год мужчины составили 5% пострадавших. По данным Amnesty International в России каждый год от рук мужей гибнет около 14 тысяч женщин. 36 000 женщин каждый день терпят побои. Законы против домашнего насилия есть в 143 странах мира.

_________________________________________________________________________________________

Конечно же, нам нужен специальный закон о профилактике домашнего насилия. Он существует практически во всех странах мира, и только мы, вместо того, чтобы принять такой закон, наоборот делаем шаг назад и декриминализируем побои, хотя наши механизмы и так далеки от совершенства.

Мизулина говорит, что якобы закон, в первую очередь, касается отношений между родителями и детьми - то есть она, не стесняясь, заявляет с трибуны Государственной Думы, что нужно оставить за родителями право наносить побои своим детям.

Она уповает на соразмерность и справедливость, что само по себе абсурдно, и вводит в заблуждение как депутатов, так и всех журналистов, утверждая, что якобы за шлепок по попе родители могут оказаться в тюрьме на несколько лет. Очевидно, что это не так, что и подтверждает УПК  - вовсе не просто взять и забрать ребенка из семьи, а его родителя   отправить  в тюрьму.

Даже сейчас со статистикой побоев у нас в стране беда, потому что нет закона о домашнем насилии и нет такого понятия, а, значит, мы не можем посчитать эти случаи. Поэтому мы берем статистику МВД по делам, которые они классифицируют как происходящие в семейно-бытовой сфере. Только по официальным данным, (а нужно понимать, что 70-80% случаев остаются в тени и латентность у этих преступлений очень высокая) за 2015 год больше 50.000 преступлений совершено в семьях.

Из них больше 36.000 пострадавших - женщины, около 11.500 – несовершеннолетние девочки и мальчики, и чуть меньше 2.500 –  то есть около 5% - это мужчины. Важно помнить о том, что статья 116 берет на себя очень важную превентивную функцию:  она, как уголовное наказание, защищает от последующих преступлений, от более тяжких - легкой, средней тяжести, тяжкий вред здоровью, в том числе, и убийств.

 Люди совершенно по-другому себя ведут, когда речь идет не о правонарушении, а о преступлении.  Соответствующие законы работают у наших ближайших соседей, например, в Белоруссии и в Казахстане они не так давно были приняты и сразу показали свою эффективность. Например, в Белоруссии полиция приезжает сразу и забирает из семьи агрессора до тех пор, пока ситуация не прояснится, это система охранного ордера, которой у нас тоже нет. В России даже сейчас, когда женщины находят в себе смелость и уходят из семьи или разводятся, их  потом могут преследовать, угрожают тещам, поджигают дома, избивают. И зачастую женщины, уже будучи в разводе, все равно вынуждены защищаться, и никто им не помогает.

Проблема в том, что после введения нового закона мы так и не сможем до конца понять, что происходит, у нас нет отдельной категории этих дел. Пострадавшие будут пытаться скрыть информацию о побоях, потому что 5 или 10 тысяч рублей штрафа для многих семей в нашей стране – это неподъемная сумма. Женщина понимает, что ей придется либо месяц кормить детей, и промолчать о случившемся, либо идти жаловаться на побои и непонятно, на что жить.

Госпожа Мизулина постоянно говорит о родителях, и когда мы стояли с пикетом у Государственной Думы, в поддержку ее инициативы выступила некая организация под названием Всероссийское родительское сопротивление. Очевидно, что, кроме этой организации, ничьи интересы Мизулина защищать не планирует, потому что больше никто эти поправки не поддерживает. Даже соцопросы и ФОМ, и ВЦИОМ показывают, что россияне против нововведений.

Дело в том, что родители хотят бить своих детей, не нужно забывать о том, что РПЦ тоже считает это нормой.

Дело в том, что родители хотят бить своих детей, не нужно забывать о том, что РПЦ тоже считает это нормой.