Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Михаил Касьянов: "Во властных коридорах понимают, что страна идет в тупик"

Вчера на лидера «Партии народной свободы» (ПАРНАС) было совершенно нападение в одном из московских ресторанов, предположительно лицами чеченской национальности. Ранее политик уже получал угрозы от Рамзана Кадырова, приближенных которого связывают с убийством другого лидера «ПАРНАС» - Бориса Немцова. В интервью The Insider глава Касьянов рассказал об угрозах Кадырова, убийстве Немцова и ходе предвыборной кампании.

- Судя по опубликованной Рамзаном Кадыровым угрозе в его Инстаграме, за вами следили в Страсбурге. Известно, что и за Борисом Немцовым следили и не один год, есть ли какие-то реальные основания предполагать, что и за вами следят?

- Постоянно не следят. А время от времени это бывает, мы замечаем. Это есть, как в Страсбурге, например. Все это было видно.

-  Это журналисты или именно слежка?

- Именно слежка, машина постоянно следовала за мной. Это бывает время от времени.

- Следствие еще не завершено, но у вас уже есть мнение о том, кто и за что убил Бориса Немцова? 

- Я об этом говорю весь год, это политическая расправа, это и есть, по моему убеждению, мотив. Это было сделано теми силами, которые считают, что деятельность Бориса Немцова была направлена на раскрытие разных преступлений: он обвинял и обличал многих в нарушении прав человека, в коррупции, и так далее.

- А есть версия, кто именно?

- Ну, я не могу спекулировать, чего вы хотите, чтобы я вам фамилии какие-нибудь назвал?

- Некоторые фамилии уже звучат...

- Я не могу и не считаю возможным называть фамилии, это пусть следствие разбирается, а наше дело заставлять власти проводить это следствие и искать заказчиков и организаторов. Если они нашли исполнителей, значит, суд определит, наверное, подтвердит вину или не подтвердит, но, наверное, скорее всего, подтвердит. В отношении организаторов ничего не делается, в отношении заказчиков ничего не делается. Нас это категорически не удовлетворяет, и мы будем продолжать требовать, чтобы правоохранительные органы действовали сообразно закону и проводили расследование.

- Обратимся к теме грядущих выборов: как идет организация праймериз, и будут ли они вот проводиться по списку или по округам тоже?

- Праймериз будут общефедеральные, будет составлен общий рейтинг наших активистов -  тех, кто хочет участвовать в выборах. Подготовка идет нормально, все программное обеспечение готово, сейчас какие-то дотачиваются нюансы, и вот в ближайшие неделю-две начнется активная регистрация. Она уже идет, а так будет активная регистрация и избирателей на предварительных выборах, праймериз, и кандидатов, там уже порядка, по-моему, 80 кандидатов зарегистрировались, но будет больше.

- Ранее вы не раз говорили, что общаетесь с Михаилом Ходорковским. Есть ли какая-то электоральная координация с ним? Уже известно, что он будет выставлять своих кандидатов на выборы. Они будут участвовать отдельно, или есть договоренности об общем участии?

- У нас никакой координации по теме выборов нет.  У Ходорковского есть желание поддержать определенных кандидатов каким-то образом. «Открытая Россия» будет поддерживать, возможно, в средствах массовой информации, некоторых кандидатов. У меня возражений против такой поддержки нет. Среди них есть и кандидаты, как я понимаю, и от ПАРНАСа, и от других партий, входящих в коалицию, поэтому тут ничего такого удивительного и особенного нет.

- А что в партии решили по поводу сотрудничества с «Яблоком»? От них поступало предложение избираться по единому списку? Как писали СМИ, речь шла об общем списке под эгидой «Яблока». Если такое предложение поступало, то почему вы отказались?

- Это не предложение, это их решение: кто хочет, идите, типа, в «Яблоко».

- Так все-таки это было предложение войти в их список или что?

-Это вы почитайте не меня, это вы почитайте на их сайте, я знаю столько же, сколько и вы. Предложений о сотрудничестве с нами не было. Мы сделали предложение о создании политического союза, они отказались.

- Когда вы работали в правительстве РФ, был создан Резервный фонд, по вашим оценкам, насколько его может хватить, если цена на нефть останется на нынешнем уровне? Не будет расти и не достигнет тех максимумов, которые мы видели последние годы?

- До конца этого года его хватит, если, конечно, власти не будут трогать резервы, если заставить граждан терпеть дальше, то есть сократить дальше расходы, не индексировать пенсии, не индексировать заработные платы, а может, даже их и сокращать. Тут могут быть разные варианты, но при той ситуации, как она сегодня сложилась, то до конца года резервов хватит.

- Если представить, что ПАРНАС пришел к власти прямо сейчас, какие антикризисные экономические меры или реформы вы бы предложили?

- Это я вам расскажу, когда мы пойдем на выборы, расскажу все подробности. Меры будут одни, если мы придем в Думу - это одна ситуация, а если нам такое доверие граждане окажут, что мы сможем сформировать правительство, тогда я и скажу, какие меры правительство, сформированное ПАРНАСом, будет предпринимать.

- То есть экономическая программа уже существует, просто вы пока не хотите ее афишировать?

- Программа отрабатывается вместе с гражданами в интерактивном режиме на нашем сайте «Волна перемен».

- Граждане, я так понимаю, участвуют и могут выносить свои предложения?

- У нас есть свои предложения, граждане их уточняют, добавляют или изменяют и так далее.

- Скажите, пожалуйста, общаетесь ли вы с кем-то из правительства? Из Администрации президента? В кулуарах, например? Есть ли у вас понимание, какие сейчас настроения в элите? Сохраняется ли еще какой-то оптимизм, у тех, кто сейчас находится у власти?

-Я не общаюсь ни с какими министрами или с замминистрами, но представление о настроениях имею. Они понимают, что страна идет в тупик, понимают, что нынешний политический курс должен быть изменен. Невозможно, понимая, что происходит, продолжать бездумно двигаться в том же направлении. Нужны какие-то изменения. В стране должно произойти отступление от того сжатия, которое сейчас существует, власти должны прекратить давление на оппозицию и на гражданское общество и провести честные свободные выборы.

- То есть, подобное мнение есть и в окружении Путина?

-Оно не такое четкое, я не знаю, кого вы относите к окружению Путина, вы спрашивали о властных коридорах.

- Во властных коридорах в том числе, да.

-Окружение Путина, это, может быть, 5 человек, и они могут иметь совсем другое мнение: например, всех давить и душить, может быть и такое быть. Это разные вещи, потому что власть – это много людей, которые исполняют приказы Путина, понимая, что они неверные.

- А у ближнего окружения сомнений не возникает?

-Те, кто ближе, у этих условных 5 человек, я думаю, что они поддерживаю на 100%. Потому они и ближние. А у остальных 1,5 тысяч человек из элиты возникает.

- Рассматриваете ли вы хотя бы гипотетическую возможность выдвигаться в президенты?

-Вопрос этот сейчас не рассматривается, поскольку непонятно, будут ли эти выборы, и когда они будут, и что будет за обстановка. Поэтому нам надо дожить до сентября этого года, в этих выборах мы участвовать будем точно, а что будет дальше, непонятно.