Предложение лидера протестного движения, депутата парламента Никола Пашиняна провести переговоры с и.о. премьера Кареном Карапетяном не отличается от предыдущих и не представляет интереса. Об этом заявил пресс-секретарь главы правительства Арам Араратян. «Переговоры, где одна из сторон диктует исключительно свою повестку, а другая сторона не может представить свою повестку, не могут считаться переговорами», — сказал он. Выборы нового премьера вместо свергнутого ранее Сержа Саргсяна состоятся 1 мая. Председатель центра «Сотрудничество во имя демократии» Степан Даниелян разъяснил The Insider, каков расклад политических сил в Армении после «бархатной революции», почему лидер оппозиции не пользуется стопроцентным доверием народа и почему Кремль до последнего не вмешивался в происходящее.
Властная система в Армении похожа на сложный паззл, состоящий из противоречивых групп интересов - олигархи, региональные авторитеты и особое подразделение - партийные функционеры личного пользования Сержа Саргсяна.
Все эти конфликтующие между собой группировки были сбалансированы лично Саргсяном, который укреплял вертикаль власти, играя на противоречиях. После его отставки система начала рушиться, как карточный домик. Аналитики задолго до этих событий отмечали, что правящая Республиканская партия держится исключительно на личности экс-президента и без него развалится в одночасье.
После отставки Саргсяна ни у кого не было сомнений, что на пост премьер-министра утвердят Карена Карапетяна, который воспринимался обществом вполне терпимо. Однако все карты спутались после того, как лидер «бархатной революции», глава партии «Гражданский договор» Никол Пашинян заявил, что парламент обязан утвердить в качестве кандидата «народного избранника». Нет сомнений, что под «кандидатурой из народа» он имеет в виду самого себя, хотя такой вариант противоречит закону.
Назначенные на 25 апреля переговоры между Карапетяном и Пашиняном не состоялись - 24 апреля Карапетян заявил, что не готов обсуждать ультиматум лидера «бархатной революции». Заявление Карапетяна вызвало бурю негодования, Пашинян призвал своих сторонников собраться на митинг на Площади Республики, и город снова парализовало. Полиция и силовые структуры заняли весьма пассивную выжидательную позицию.
Расклад в парламенте
В составе парламента 105 депутатов: правящая Республиканская партия Армении (РПА) имеет 58 мандатов, блок «Царукян» - 31 манда, блок «Елк» («Выход») – 9 мандатов, партия «Дашнакцутюн» - 7 мандатов. Для формирования правительства необходимо 53 мандата.
Фракция «Елк», ссылаясь на Конституцию и закон «О регламенте Национального собрания», выдвинула кандидатуру Пашиняна. Вторая по численности фракция блок «Царукян» официально присоединилась к протестующим.
По моей информации, лидер блока Гагик Царукян поддержит Пашиняна в случае его выдвижения. Более того, известно, что техника для проведения митингов на Площади Республики была представлена телеканалом «Кетрон», которым владеет Царукян.
7 голосов в парламенте принадлежат партии «Дашнакцутюн», которая ранее вышла из правящей коалиции. Двое из семи депутатов «Дашнакцутюн» официально заявили о поддержке Пашиняна. Согласно моим источникам, внутри партии идут закрытые дискуссии о том, чтобы голосовать за него.
Это всего 47 голосов, Пашиняну этого недостаточно. Для полной победы ему необходимо получить еще 6 от Республиканской партии! В партии после ухода Саргсяна произошел раскол, в результате часть депутатов начала флиртовать с «кандидатом народа».
Саргсян даже выступил с официальным обращением к однопартийцам: «Вынужден вновь публично выступить, но на сей раз, обращаясь к вам. Как бы мне ни хотелось вмешиваться в политические процессы после отставки, я считаю, что обязан это сделать. Приглашаю вас на встречу со мной, чтобы разъяснить детально причины моей отставки, представить свои суждения по поводу будущего партии, нового лидерства и реформ, роли в парламенте. Приглашаю вас поговорить о мире и стабильности, а встречу организует руководитель фракции РПА». Это может означать, что Саргсян не отказался от своих амбиций и не хочет, чтобы они перешли к его политическому врагу.
Накануне Никол Пашинян заявил, что его цель - исключительно «временное премьерство» до проведения внеочередных парламентских выборов. В течение этого срока парламент должен принять важнейшие поправки, в частности, к «Закону о политических партиях» и Избирательному кодексу. Однако в своем последнем выступлении Пашинян перестал настаивать на внеочередных выборах после своего назначения. Многие заподозрили нечистую игру.
Формула успеха Пашиняна
В чем заключается причина стремительного успеха Никола Пашиняна? Прежде всего, в самом начале народных протестов он заявил, что народное движение нацелено исключительно на внутриполитические вопросы и не имеет каких-либо геополитических предпочтений. Именно благодаря этому внешние силы демонстративно дистанцировались, подчеркнуто демонстрируя невмешательство во внутренние дела Армении.
Очевидно, уверенность в том, что премьером станет бывший руководитель ЗАО «Газпром Армения» Карен Карапетян, успокоила Россию, хотя поводов для волнения у нее было достаточно, ведь новый «народной кандидат» буквально два месяца назад председательствовал на парламентских слушаниях о выходе Армении из Таможенного союза. Позже Пашинян смягчил свою позицию, заявив, что Россия является стратегическим партнером Армении, однако, как говорится, осадок остался.
Вторым важнейшим залогом успеха народного движения было то, что с первых же дней Пашинян наметил курс абсолютно мирного протеста, исключающий какие-либо столкновения с правоохранителями. Более того, он постоянно обращался к полиции, призывая присоединиться к движению, взывая к благоразумию и гражданской совести полицейских. В результате на сторону протестующих стали переходить отдельные представители правоохранительных органов.
Что будет дальше? Ситуация осложняется тем, что за все время протестов Пашинян не сделал никаких заявлений о политическом устройстве и видении будущего развития Армении. Многие его сторонники говорят, что пришло время внести ясность и представить конкретную программу и «дорожную карту» реформ. Главные события еще впереди.