Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Прививочная дипломатия: как российская вакцина стала инструментом внешней политики

25-26 марта Европейский Совет обсудит отношения с Россией. Политические убийства и репрессии могут стать поводом для новых санкций. На фоне политического кризиса в отношениях Кремль использует свой козырь - российскую вакцину. Павел Гавличек, сотрудник чешского Исследовательского центра AMO, объясняет, как «Спутнику V» удается уколоть Европу в больное место – подорвать доверие к единству и эффективности общеевропейских институтов. 

This text is also availiable in English.

Российская дипломатия благодаря пандемии COVID-19 получила своего рода допинг – первую официально зарегистрированную вакцину против коронавируса «Спутник V». Препарат стал весьма своевременным и эффективным орудием для проталкивания политических интересов России в Европе и мире. В ЕС немало стран стали мишенями российской политической кампании вакцинации, вполне охотно предлагая самые разные бонусы Москве в надежде быстро получить доступ к прививке. Наиболее яркими примерами успеха «вакцинной дипломатии» Кремля в Европе стали Сербия, Венгрия и Словакия.

Старая тактика в новом флаконе

Даже сейчас, когда Россия громко заявляет о своей готовности спасти весь мир с помощью вакцины с символическим названием, ее отношение к соседям, Евросоюзу, Соединенным Штатам и другим странам совсем не изменилось. Цель Кремля все та же – нарушить единство, посеять хаос и неверие в западные либеральные демократии, ослабить партнерские отношения между ЕС и его соседями по континенту, между Брюсселем и Вашингтоном.

Эти методы, успешно опробованные в Украине и на ее так называемых сепаратистских территориях, теперь не менее успешно применяются в эпоху коронавируса. Кремль умело использует разногласия между ЕС, Великобританией и США в вопросах экспорта и продажи вакцин.

Вооружившись дезинформацией и внешнеполитической пропагандой, российские официальные лица, государственные СМИ и другие каналы активно дискредитируют западные вакцины, пытаются внушить людям страх и чувство незащищенности, а главное – недоверие как к своим правительствам и институтам, так и шире – к ЕС. И на этом фоне продвинуть собственную вакцину.

Вакцина «Спутник V», разработанная Национальным исследовательским институтом эпидемиологии имени Гамалеи, вернула Россию на мировую арену, но особым путем – сначала через Латинскую Америку, Африку и Азию. От Аргентины в южном полушарии до Сербии и Венгрии в Европе, Китая и Южной Кореи в Азии – более пятидесяти стран мира на сегодняшний день сделали ставку на российский рецепт спасения от непрекращающейся пандемии.

Признание заслуг российских ученых, быстро разработавших вакцину, сегодня по-прежнему перевешивает критика за несоблюдение этических стандартов и, по сути, отказ от второго и третьего этапа клинических испытаний ради того, чтобы выиграть битву за мировое первенство в производстве вакцин.

В то же время быстро выяснилось, что по производственной мощности современную Россию невозможно сравнить не только с Китаем, который тоже пытается спасти мир собственной вакциной, но даже с СССР. Пообещав поставить миллиарды доз, Россия не смогла выполнять обязательства перед рядом стран, что неминуемо ведет к репутационным издержкам.

Впрочем, несмотря на все это, России удалось в очередной раз поставить под вопрос единство ЕС и с помощью «волшебного укола» открыть двери, которые в противном случае оставались бы закрытыми.

Слабое звено

Россия провела переговоры о возможном производстве вакцины с несколькими членами ЕС, включая Францию и Италию, и другими странами мира. Но Германия, которая обладает серьезными научно-исследовательскими и производственными возможностями, сыграла решающую роль в планах России по продвижению «Спутника» в ЕС. Даже если предыдущие переговоры между канцлером Меркель и президентом Путиным провалились из-за первоначального нежелания Москвы регистрироваться в EMA, их все же удалось возобновить – страны договорились о партнерстве в этой области. Это выглядит парадоксально, поскольку именно Германия часто становится мишенью российской дезинформации и других гибридных операций.

Второй раунд переговоров стал возможным в том числе благодаря министру здравоохранения Германии Йенсу Шпану. Его считают потенциальным кандидатом на пост канцлера от Христианско-Демократического союза на парламентских выборах осенью этого года, и успех в деле борьбы с COVID-19 будет ему только в плюс. Кроме того, способность договариваться с Кремлем по-прежнему высоко ценится немецким политическим классом. Договоренность с Москвой о поставках вакцины могла бы поднять авторитет Шпана. Но эта попытка единоличного лидерского прорыва, по сути, противоречит общеевропейскому подходу.

По разным причинам страны Вышеградской четверки первыми прислушались к российским предложениям и пошли на тайные переговоры с Москвой. Первой дала добро Сербия. За ней последовала Венгрия. При этом Будапешт стал первой столицей ЕС, отклонившейся от единого европейского подхода к вакцинации – Венгрия приняла «Спутник V» в обход процедур Европейского агентства лекарственных средств. Еврокомиссия, которая все никак не может ускорить вакцинацию в ЕС и застряла в сложных переговорах с частными компаниями, сама согласилась на исключения из общих правил. Но это послабление, разумеется, привело к эффекту домино и ударило по единому подходу в отношении вакцин.

Венгрия, чтобы закупить и использовать неевропейские вакцины, воспользовалась удобным случаем и внесла специальную поправку в пакете с остальными «медицинскими» законопроектами. Так руководство страны обошло необходимость согласовывать закупку прививок из других стран с ЕАЛС. Почти сразу после «Спутника» в стране была зарегистрирована вакцина Sinopharm, и именно ей демонстративно укололся премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Кстати, позже благодаря журналистскому расследованию выяснилось, что правительство заплатило за китайские вакцины почти в шесть раз больше, чем за AstraZeneca, купленную в рамках общего раунда переговоров, проводимого Еврокомиссией.

Затем «своим путем» решили пойти Словакия и ее эксцентричный премьер-министр Игорь Матович: министерство здравоохранения признало «Спутник V» «терапевтическим средством». Главе правительства Словакии удалось не только обойти систему ЕС, но и обхитрить собственных партнеров по коалиции, тайно отправив в Москву самолеты для доставки вакцины. При этом министр иностранных дел Словакии Иван Корчок назвал поведение России продолжением гибридной войны против Запада, и возмутился, что премьер лично отправился встречать российскую вакцину в аэропорт.

Как и в Венгрии, все переговоры с Москвой проходили за закрытыми дверями. Какова реальная цена вакцинации, до сих пор неизвестно. Но что еще хуже, ответственность за использование и возможные побочные эффекты в этой ситуации ложится на врачей, а не на правительство и не на российского поставщика.

Польша, Австрия и Дания также решили подстраховаться и попытались договориться о поставках с Китаем и Израилем. А, Литва, например, сказала, что ни в коем случае не будет покупать вакцину в России.

Чешский вариант

Особенно интересна ситуация в Чехии. Хотя правительство и политическая элита договорились, что в вопросах вакцинации будет применяться только общеевропейский подход, президент Милош Земан лично обратился к Владимиру Путину за помощью. Затем, по официальной просьбе премьер-министра Андрея Бабиша, Земан обратился с такой же просьбой к президенту Китая Си Цзиньпину.

Земан, у которого традиционно теплые отношения с обеими странами, позже потребовал увольнения министра здравоохранения и главы чешского регулятора лекарств SÚKL из-за их противодействия незарегистрированным вакцинам. Кроме того, президент потребовал уволить министра иностранных дел Томаша Петржичека – своего личного соперника – за его бескомпромиссную позицию в отношении России и Китая.

Столь упорное отстаивание российской вакцины само по себе дестабилизирует политическую обстановку в стране. Но Земан не побоялся сразу выложить карты на стол ­– показать реальную цену российского спасения. Чехия теперь планирует организовать крупнейший после 1989 года тендер на строительство нового реактора атомной электростанции Дукованы II, в котором Россия все еще имеет серьезные шансы на победу. Именно об этой опасности постоянно предупреждают чешский министр иностранных дел и спецслужбы.

В Чехии противодействие незарегистрированным вакцинам намного сильнее, чем в Венгрии или Словакии, а подавляющее большинство людей предпочитают использовать только зарегистрированные вакцины, но это не значит, что президент и его сторонники не будут использовать вакцины из России и Китая для отстаивания собственных финансовых и властных интересов.

Россия и Европа

При этом внешнеполитические усилия России резко контрастируют с ситуацией в самой стране: есть данные, что вакцин в регионах не хватает, а уровень доверия к самой вакцине, столь активно продвигаемой в ЕС, не столь высок – в начале марта лишь треть россиян, согласно опросам, готова была привиться «Спутником». Пока привито меньше 6% россиян. При этом глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев прямо заявил, что Россия не готова будет поставить Евросоюзу больше партии до мая или июня, пока не привьется большинство россиян. А это значит, что ждать, возможно придется и дольше.

4 марта Россия, наконец, подала заявку на проверку вакцины в Европе с помощью немецкой R-Pharm Germany GmbH. Она может занять до двух-трех месяцев, что как раз даст России время, чтобы договориться с европейскими производителями об инвестициях в совместное производство, а также перед думскими выборами в сентябре вакцинировать больше людей внутри страны.

Даже если «Спутник» получит зеленый свет в Европе, пройдет несколько месяцев, прежде чем будет запущено производство. А, значит, эффективность российской «вакцинной дипломатии» можно будет оценить только ближе к концу года. Но примерный вектор станет понятен уже в ближайшие дни – по итогам предстоящего заседания Европейского Совета по России, намеченного на 25-26 марта. Мнения Венгрии, Словакии, как и других стран ЕС, о режиме Путина теперь будут оцениваться в свете их вакцинных договоренностей с Москвой. Кроме того, если в одних европейских столицах надеются смягчить отношения с Кремлем, то в других призывают к более жестким сценариям. Но правила ЕС таковы, что даже один член может как заблокировать сдвиг европейской политики в сторону Кремля, так и открыть пошире для Москвы окно в Европу.