22 мая представитель Пентагона Патрик Райдер заявил, что Россия запустила на низкую околоземную орбиту спутник, который, по оценке Пентагона, является противокосмическим оружием. А месяцем ранее Россия заблокировала в Совбезе ООН американо-японскую резолюцию о неразмещении ядерного оружия в космосе. Документ предусматривал запрет на разработку ядерного оружия специально под вывод на земную орбиту. Поскольку Москва всегда выступала против милитаризации космоса, в США посчитали, что на этот раз ей есть что скрывать. У Москвы есть все причины заниматься подобными разработками, уверен Максим Старчак, научный сотрудник Центра международной и оборонной политики Университета Куинс. Другое дело, что ресурсы Роскосмоса настолько малы, что пока угрозы Кремля выглядят скорее как попытка начать переговоры, чем как реальная военная стратегия.
В военном космосе Россия отстает от США, да и ни одна другая страна не может конкурировать с теми преимуществами, которые дает спутниковая группировка для наземных военных операций Америки. Военный космос США объединяет боевые разведывательные, коммуникационные и навигационные системы, с их помощью сухопутные, морские и воздушные силы могут координировать между собой боевые действия.
У США около 240 военных спутников различного назначения, у России — чуть больше 100. По общему количеству спутников разрыв и вовсе колоссальный: 5180 против 180. Во многом это связано с тем, что военная промышленность США способна создавать около 3 тысяч космических аппаратов в год, а российская — только 40 штук.
И, разумеется, США могут использовать коммерческие и гражданские спутники в военных операциях. Например, Украине в войне с Россией очень помогают спутниковые снимки от американских частных компаний.
ДПРОК не впрок
Российская ядерная доктрина считает угрозой создание и размещение в космосе средств противоракетной обороны и ударных систем. Москва боится, что космос позволяет Вашингтону начать беспрепятственную атаку на стратегические силы России.
В 2008 году Россия и Китай представили на Конференции по разоружению в Женеве проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК). В то время финансовые и инфраструктурные возможности России и Китая не позволяли им всерьез конкурировать с Америкой, и это был единственный шанс снизить активность США и ограничить их военное превосходство в космосе.
При этом, выдвигая дипломатическую инициативу о запрете систем вооружения космического базирования, Россия одновременно подчеркивала, что из этого запрета должны быть исключены противоспутниковые системы, не базирующиеся в космосе. Получается, что Россия и Китай — одновременно с ограничением военных систем США в космосе — хотели бы сохранить свои противокосмические системы на земле. Разумеется, это было нереалистичное предложение.
Проект договора имел и другие недостатки. Например, расплывчатость понятия «оружие»: в космосе изначально имеется масса военных систем — навигации, связи, мониторинга, контроля. Кроме того, в проекте не была отражена возможность верификации исполнения договора. Все это не давало возможности его серьезного рассмотрения.
Россия и Китай попытались реанимировать обсуждение ДПРОК, представив его обновленный проект в 2014 году, но поддержки в США не получили. С тех пор дискуссия свелась к политическим обязательствам не размещать оружие в космосе первыми и к мерам транспарентности.
Китай же принялся активно развивать свою космическую программу, и по основным параметрам она опередила российскую, став второй в мире после американской. Китай разрабатывает более совершенные системы, которые поддерживают военные операции из космоса — навигации, связи и разведки. Развертывание этих систем требует средств их защиты. Это означает, что ценность договора для Пекина падает.
Устаревшие российские спутники
У России тоже есть ряд военных систем космического базирования, которые поддерживают операции российских вооруженных сил. Однако ни одна из них не работает на полную мощность. У страны нет спутников для получения радиолокационных изображений, ограниченное число фотоспутников — с истекшим сроком службы. Сеть спутников ретрансляции данных, которая может долго передавать изображения с разведывательных спутников, когда они не находятся в поле зрения наземных станций, также ограничена. Неудивительно, что Дмитрий Рогозин, будучи главой Роскосмоса, пугал старыми снимками объектов НАТО.
Ситуация осложняется пусковым кризисом. Даже для поддержания группировок космических аппаратов в очень ограниченной конфигурации необходимо много запусков. При этом у России в последние восемь лет всего 15–26 пусков в год, значительно меньше, чем у США и Китая. За 2023 год у США 109 успешных запусков, у Китая — 66, у России — 19.
Еще один серьезный сдерживающий фактор — слабая наземная инфраструктура. Россия может вывести на орбиту группу военных спутников, но их сигналы могут принимать не все военные комплексы. Космические возможности России вообще слабо включены в командование вооруженными силами, войскам сложно их использовать. На уровне командиров нет ни понимания, как использовать «космические» возможности, ни условий — технических и организационных. Кроме этого, спутников недостаточно, а те, что есть, по экспертным оценкам, выходят из строя вдвое быстрее, чем американские.
В связи с перечисленным резон у России сбивать американские спутники гораздо выше, чем у США российские. Поэтому она развивает противоспутниковое оружие, а США боятся развития таких вооружений в России.
Кроме того, Москва находится в конфликте с Вашингтоном, и соглашаться на американскую резолюцию, какой бы формальной она ни была, не может. Предложения российских политических и военных экспертов, напротив, направлены на дальнейшую эскалацию.
Разработка и демонстрация новейших вооружений являются одним из таких шагов. Еще в 2018 году Путин презентовал перед Федеральным собранием новейшие достижения отрасли — крылатую ракету «Буревестник» и ядерную торпеду «Посейдон». Но всё это проекты, разработка которых стартовала еще в СССР. То же самое можно сказать и о разработке космического ядерного оружия.
Советские наработки
Представители Пентагона на последних слушаниях в Конгрессе заявили, что их беспокоит ядерное оружие и возможность ядерного взрыва на околоземной орбите. Источники американских СМИ, знакомые с разведданными, уточняют, что речь идет именно о ядерном оружии, а не о ядерной установке, как предполагалось ранее. Что это за оружие, до сих пор не ясно. Но, учитывая опыт с другими вооружениями, можно обратить внимание на такие советские программы, как СК-1000 и СП-2000. Они разрабатывались в 1980-х годах как ответ на американскую программу СОИ.
Например, задачей СК-1000 было создание космического эшелона противоракетной обороны на основе спутников, поражающих цель на околоземной орбите или цель, сходящую с околоземной орбиты в атмосферу. Для этого должна была создаваться некая баллистическая шахтная ракета, которая запускала бы спутники в космос для последующего поражения аппаратов противника.
В настоящее время известно о существовании в России похожей противоспутниковой программы «Буревестник» (не путать с ракетой). Как и в Советском Союзе, в рамках программы создаются атакующие маневрирующие наноспутники, которые должны выводиться на орбиту специальной ракетой. Вероятно, программа «Буревестник» должна поражать аппараты как на низкой околоземной орбите, так и на высокой — геостационарной орбите.
Как именно спутники будут поражать другие аппараты, неизвестно, но возможно использование как заряда обычного взрывчатого вещества, так и ядерной боеголовки.
Также в советское время велись разработки противоспутникового комплекса воздушного базирования «Контакт». Предполагалось, что самолет МиГ-31Д запускает ракету 79М6 «Контакт», которая сбивает вражеский аппарат на низкой околоземной орбите. В 1990-е проект был закрыт, а в 2009 году реанимирован. Тогда он предполагал кинетический перехватчик, но ничего не мешает создать и ядерную боевую часть.
Чем опасно ядерное оружие в космосе
Главная проблема с ядерным оружием в космосе в том, что ядерный взрыв будет иметь неизбирательное и долгосрочное воздействие. Часть спутников может пострадать при непосредственном взрыве. Другие получат повреждения от электромагнитного импульса ядерного взрыва, так как подавляющее большинство спутников не защищены от электромагнитных импульсов и радиации.
Взрыв немедленно оставит после себя среду с высоким уровнем радиации, из-за чего незащищенные спутники на затронутой орбите будут терять функциональность быстрее обычного. Такой взрыв коснется всех спутников военного, гражданского, коммерческого назначения, эксплуатируемых правительствами и компаниями всего мира.
Два года назад тогдашний вице-премьер Юрий Борисов говорил, что Россия ведет разработку оружия направленной энергии и кинетического оружия. Что он имел в виду, точно неизвестно, но это могут быть кинетические перехватчики спутников на околоземной орбите или ядерное оружие направленного действия.
Принцип действия ядерного оружия направленного действия в следующем: ядерный взрыв приводит к накачке активной среды лазера, что превращает его в генератор электромагнитного излучения, которое выводит из строя радиоэлектронные и оптические элементы космических аппаратов.
Некоторые эксперты предполагали, что поставленный на боевое дежурство лазерный комплекс «Пересвет» для ослепления спутников оптической разведки мог иметь ядерную накачку, то есть использовать энергию ядерного взрыва. Подтверждений этому нет, но проекты подобного оружия существовали с 1950-х годов.
Подобным же образом, как писало агентство РИА «Новости», может выводить из строя спутники и российский космический буксир «Зевс». Считается, что оружие направленного действия имело бы больше смысла, чем ядерная боеголовка, поскольку его можно было бы нацелить более точно, воздействуя на бортовые компьютеры или ослепив спутники.
Космический ядерный буксир «Зевс»
А разговоров-то было
Однако способна ли российская промышленность реально создать такие вооружения — большой вопрос. Возможностей для этого немного. Несмотря на большие военные расходы бюджета, Роскосмос давно страдает от низкой рентабельности, накопившихся долгов и роста убытков. После 2014 года США ввели санкции против отдельных предприятий Роскосмоса, а после февраля 2022-го последовал отказ от международных контрактов. Закрытие доступа к западным технологиям, комплектующим и финансам привело к тому, что предприятия Роскосмоса несут дополнительные издержки и сроки выполнения обязательств увеличиваются.
Нехватка средств привела к тому, что корпорация стала сокращать персонал, привлекать к сотрудничеству в космической отрасли такие страны, как Алжир и Египет, а в прошлом году впервые вышла на рынок заимствований, выпустив облигации на 10 млрд рублей.
Путин в 2018 году рассказал о таких вооружениях, как «Буревестник» и «Посейдон», однако до сих пор они не были продемонстрированы — и даже реально задокументированных испытаний не было проведено. Тем не менее даже просто сообщения о возможности размещения ядерных вооружений в космосе — очередной шаг по эскалационной лестнице, призванный показать США российское превосходство в вооружениях и привлечь их к переговорам на своих условиях.
Отчасти это работает: администрация Байдена уже заявила, что готова обсуждать с Москвой вопрос ядерного оружия в космосе. Несмотря на российскую войну в Украине, американцы заинтересованы в переговорах по контролю над вооружениями.
Однако МИД РФ готов вести переговоры по стратегической стабильности, только если США изменят свою политику в отношении Москвы, перестанут поддерживать Украину и будут готовы обсуждать интересующие российскую сторону вопросы, а именно — расширение НАТО, противоракетную оборону и приближение вооружений США и других членов альянса к границам России. То есть фактически предлагается принять ультиматумы, обозначенные в документах декабря 2021 года, которые Россия предлагала США и НАТО перед вторжением. Разумеется, этот сценарий нереалистичен. В России это понимают и готовы ждать очень долго, вплоть до смены поколений политиков.