Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Глеб Павловский: Результаты выборов в регионах как испорченный барометр, но Москва показала, что это можно изменить

10 сентября в Москве состоялись выборы муниципальных депутатов, на которых оппозиция показала впечатляющие результаты. Партия «Яблоко» и кандидаты от коалиции «Объединенные демократы» выиграли 266 мест в 62 районах, в некоторых из них партия власти не представлена вовсе. В этот же день по всей России прошли выборы в регионах, где «Единая Россия» получила подавляющее большинство голосов. О результатах московских выборов и о том, есть ли надежда на перемены в региональной избирательной системе, The Insider рассказал политтехнолог Глеб Павловский.

«Яблоко» - давняя партия в муниципальных раскладах, и ее успех на выборах связан больше с крушением старых системных партий - от коммунистов до «Справедливой России» - и с порядком сокращения голосов за них. Здесь нет ничего интересного, потому что «Яблоко» просто подобрало голоса «Справедливой России» и отчасти, может быть, «Единой России», ведь «Яблоко» в Москве не рассматривают как антивластную партию, у него с властью большая история взаимодействия.

Интереснее результаты самовыдвиженцев, они действительно заставляют анализировать, потому что был очень большой спонтанный, никем не организованный приток в муниципальные депутаты людей, которые никогда не участвовали в выборах и не проявляли себя в качестве активистов. Это новое явление, оно было почти не замечено летом, хотя там больше тысячи новых людей. Были, конечно, школы для депутатов, разные центры устраивали обучение, но, думаю, дело не в этом. Была очень хорошая и технологически продуманная кампания Дмитрия Гудкова и Максима Каца, которая использовала сознательное снижение явки мэрией.

Мэрия хотела избежать каких-либо конфликтов ввиду неясности со структурой президентских выборов и молодые люди этим воспользовались, сделав ставку на медийно раскрученных персонажей с одной стороны и на усталость от Собянина, раздражение бесконечной реконструкцией города,  сопровождающейся воровством. И они получили довольно заметные результаты. Но надо понимать, что это результаты не революционные. В конце концов, у них около двухсот голосов на полторы тысячи мандатов. Политически это не очень важно, но важен успех. Оппозиция сумела навязать свою стратегию власти, в данном случае московской власти. Конечно, ничего подобного не произошло в региональных кампаниях.

В регионах мы видим окончательно убитый институт выборов. Он перестал играть какую-либо роль не только для избирателей, но даже для конфликтующих группировок. Они решают свои вопросы непосредственно через Москву или через силовые структуры, но не через выборный механизм. Поэтому там существуют консенсусные кандидаты, если их назначил президент, они получают зеленый коридор и разными способами устраняют все сильные фигуры. Здесь нет ничего интересного, кроме, наверное, одного. Кроме того, что это умершая избирательная структура и она может быть так же оживлена, как была оживлена муниципальная структура в Москве. По результатам выборов в регионах вы ничего не можете сказать о реальном состоянии, о стабильности или напряженности в Москве. Это ложные показатели. Это похоже на барометр, где все данные просто нарисованы на листке бумаги и он ничего не показывает, поэтому власть не получает никакой информации о том, что реально происходит под ней.