Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Радзиховский: путинская кадровая политика идет по стопам сталинской и брежневской

Вчера cуд арестовал Бориса Вайнзихера, гендиректора компании «Т Плюс» структуры Виктора Вексельберга, по делу о взятке. Судебное заседание проходило в закрытом режиме, но известно, что защита представила положительную характеристику обвиняемому от самого Вексельберга, а также от Анатолия Чубайса и Федерации еврейских общин России, но все это не помогло. Ранее суд принял аналогичное решение в отношении управляющего директора группы компаний «Ренова» Евгения Ольховика. Третьим фигурантом дела стал бывший гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин, его объявили в федеральный розыск. Виктор Вексельберг не раз проявлял лояльность Путину и власти на протяжении десятков лет: он купил на аукционе и вернул в Россию яйца Фаберже, спонсировал Олимпийский фонд, вкладывал средства в инновационные проекты. Политолог Леонид Радзиховский полагает, что попадание Вексельберга в опалу вписывается в общую логику отношений Путина с ближним кругом, причем логика эта позаимствована еще из советских времен.

Это абсолютно банальный процесс, который происходит в любых системах, особенно в системах авторитарного правления: взросление, становление системы. Так было у Сталина, например: сначала он убрал тех людей, которые с ним открыто конфликтовали, которые были на его уровне или старше, чем он - Троцкого, Каменева, Зиновьева. Потом он убрал тех, кто помог ему с ними бороться и кто был ему равен: Бухарина, Рыкова. Сталин остался только с теми, кто был ему подчинен, кого он вырастил. В самом конце жизни он готовился убрать уже и этих людей: Молотова, Микояна, и выдвинуть каких-то совершенно никому не известных личностей, но просто не успел.

По этой же логике со своими, естественно, вариациями действует и Путин. Вначале он убрал всех беспокойных и шумливых - тех, кто помогал ему прийти к власти, вроде Березовского, а также тех, кто с самого начала пытался вякать, ставить палки в колеса - Гусинского, например. Потом слишком много о себе воображавшего безо всяких на то причин Ходорковского.

Одновременно он очень аккуратно, очень мягко, очень деликатно отжал тех людей, которые занимали равное ему положение, когда он пришел к власти, или были выше его - Волошина, который сыграл, как мне кажется, главную роль в назначении Путина, а потом Касьянова, непосредственно членов семьи Ельцина и так далее.

Прошло много-много лет, и наступил следующий этап - он начал убирать своих старых друзей, которых он сам и вознес, приблизил. Тех старых друзей, которые в незапамятные времена занимали положение такое же, как он, или выше, чем он. Я имею в виду друзей, как Якунин, Иванов, это его старые коллеги по КГБ, там они занимали более высокие посты. Путин вознес, а потом быстро убрал, задвинул Зубкова, который тоже был его старый знакомый, но когда-то занимал более высокую позицию.

И дальше на смену им будет выбираться новая поросль людей, прямых ставленников Путина - губернатор Тулы, бывший путинский охранник, Демин, бывший путинский протокольщик Вайно и так далее.

А люди, которые всегда были его подчиненными - Медведев, Сечин, Миллер, по-видимому, до какого-то момента будут сохранять положение, но поскольку Путин не из тех, кто не устает от людей, я думаю, что он постепенно и их отодвинет тоже мягко, деликатно, поскольку ничего плохого они не делали, всегда были абсолютно лояльны, абсолютно исполнительны. А пока он выделил Сечину, Миллеру по самой сочной делянке, какая только есть в стране. Долго ли эти феодальные княжества будут за ними сохраняться, это вопрос открытый.

Так же мягко, приятно, не прерывая сна, ушел Рыболовлев - тоже миллиардер 90-х. Немножко пощипали Евтушенкова, дали понять, что он зарывается.

Что касается бизнесменов, то там картинка такая: Путин ранее избавился от потенциально склонных открывать рот, всех этих Березовских, Ходорковских, а потом пришло время так называемых «олигархов», крупных бизнесменов, которые сделали состояние безотносительно Путина, то есть разбогатели еще в 90-е годы. С ними обошлись и обходятся исключительно деликатно: Фридман получил какие-то чудовищные отступные, десятки миллиардов долларов, вышел из бизнеса и занимается бизнесом за границей. Так же мягко, приятно, не прерывая сна, ушел Рыболовлев - тоже миллиардер 90-х. Немножко пощипали Евтушенкова, дали понять, что он зарывается. Но Евтушенков все понял, сидит тихо, не возникает. Я думаю, что ничего страшного не будет и с Вексельбергом. Немножко ему рога пообломают, но дальше у него, по-видимому, будет два варианта: или ему позволят продать все по достаточно высокой цене, как Фридману, как Абрамовичу, и исчезай, уезжай на Запад, уходи полностью в частную жизнь, или вариант Евтушенкова - сиди тихо. Собственно говоря, Вексельберг-то и не выступает.

Видимо, он или его подчиненные много на себя взяли, перешли не политическую, но какую-то бизнес-грань, кому-то на ногу наступили. Собственно говоря, это видно, более четко на примере региональных начальников. Постепенно, почти без скандалов, тихо-мирно избавились, от тех, кто был в 90-е годы. В основном это делалось, конечно, в силу возрастных причин, ну что там Шаймиеву 80 лет, Лужкову 80 лет, Росселю под 80 лет, в таком возрасте люди не рулят. Но кое-кого выкинули и не по этому признаку. На очереди, очевидно, Тулеев, они все уходят так почетно, почтенно, в Совет Федерации на заслуженный отдых. Так же, наверное, сейчас уйдет Полтавченко.

То есть это, с одной стороны, естественное движение людей, естественная возрастная ротация кадров, да и просто примелькались, надоели. А с другой стороны, здесь есть определенная тенденция. Конечно, отодвигаются грубо или мягко те, кто: а) когда-то были конкурентами или когда-то что-то не так сказали, и б) те, кто были слишком близкими друзьями, а тем более стояли в какой-то момент жизни выше. Классический пример опять же - Иванов и Якунин. Постепенно система очищается и остается, уже давно остался в политическом и в человеческом плане один-единственный шпиль, который торчит среди просто ровной абсолютно площади, Александрийский столп.