Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Мнения

Андрей Остальский об отравлении Скрипаля: Такой кампании убийств на чужой территории не было даже при Сталине

Бывший офицер ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь, отравленные в британском Солсбери, пришли в сознание, но по-прежнему остаются в тяжелом состоянии. Хотя расследование только началось, британские политики уже сделали ряд резких заявлений. Министр иностранных дел Борис Джонсон не исключил даже бойкота чемпионата мира по футболу. Британский журналист Андрей Остальский рассказал The Insider о том, как общество восприняло очередной инцидент с участием России и какие последствия он будет иметь для российско-британских отношений.

«Британия готовится выслать десятки российских дипломатов и шпионов», - пишет газета Daily Mirror и заключает: холодная война возвращается.

Другие обозреватели идут дальше, утверждая: она уже вернулась и вовсю идет. И даже «нагревается» до более горячего уровня. Именно об этом говорит дерзость и жестокость, с которыми было совершено – среди бела дня, в центре английского города – покушение на бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь. При этом было применено запрещенное международным правом ядовитое вещество нервно-паралитического действия, с полным пренебрежением безопасностью случайно оказавшихся поблизости британских граждан. (Пытавшийся оказать помощь пострадавшим полицейский и сам оказался в  реанимации).

Известный обозреватель, специалист по России Эдвард Лукас считает, что этот инцидент поднимает противостояние с Россией «на новый уровень»: «Фактически это своего рода объявление войны… Неужели Москва решила окончательно разрушить отношения с Британией и вообще с Западом? Ведь именно это произойдет, если подтвердится, что это было покушение на убийство, санкционированное российским государством».

Председатель комитета палаты общин по внутренним делам, депутат от партии лейбористов Иветт Купер потребовала в парламенте срочного проведения расследования 14 подозрительных случаев гибели людей на британской территории, имевших место со времени прихода к власти Владимира Путина. По полученным от американских разведслужб сведениям, все они, вероятно, были убийствами, организованными либо российскими властями и спецслужбами, либо влиятельными преступными группировками – впрочем, как отмечают британские русисты, грань между теми и другими размыта. В этот список включены Борис Березовский и Бадри Патаркацишвили, а также Александр Перепиличный – важный свидетель по делу Сергея Магнитского и украденных сотен миллионов долларов. В 2012 году он внезапно упал замертво, занимаясь бегом рядом со своим домом неподалеку от Лондона. Эксперты обнаружили в его останках редкое отравляющее вещество, вызывающее остановку сердца. Но есть в списке и девять английских фамилий – речь идет о людях, которыми были недовольны в Москве.

Британские СМИ приводят вот такой список: "Stephen Moss (погиб в 2003), Stephen Curtis (2004), Igor Ponomarev (2006), Yuri Golubev (2007), Daniel McGrory (2007), Badri Patarkatsishvili (2008), Gareth Williams (2010), Paul Castle (2010), Alexander Perepilichnyy (2012), Robbie Curtis (2012), Boris Berezovsky (2013), Johnny Elichaoff (2014), Scot Young (2014), Matthew Puncher (2016).

И добавляют к нему, разумеется, пятнадцатое имя - Александра Литвиненко, отравленного полонием в 2006 году.

Если эти сообщения хотя бы отчасти соответствуют действительности, это означает, что в своем противостоянии с Западом Россия установила своеобразный рекорд – такой интенсивности кампании убийств на чужой территории не было даже при Сталине. Газеты обращают внимание на удивительное и подозрительное совпадение – за последние два года при не до конца ясных обстоятельствах умерли брат, сын и жена Сергея Скрипаля. Теперь пытались убить не только его, но и ни в чем не повинную дочь. Что это - тоже возвращение к сталинским «нормам» уничтожения и наказания не только врагов режима, но и их ближайших родственников?

В ответ на раздающиеся все громче требования принять решительные меры против России министр внутренних дел Эмбер Радд заявила, что в создавшейся ситуации «необходимо сохранять холодную голову» и что  действия правительства должны основываться «на доказательствах, а не слухах». Трудно с этим спорить, но можно ли будет такие доказательства найти, учитывая, что покушение на Скрипаля наверняка было делом рук опытных профессионалов, умеющих заметать следы?

Многие пишут и о том, что окончательно и бесповоротно доказать прямую связь России с этим преступлением скорее всего будет невозможно. На что, видимо, и был расчет. «Не пойман – не вор» - это известный принцип деятельности разведок по всему миру. Но в российском случае он получил несколько более зловещее прочтение: «не пойман – не убийца».

Доказательства могут быть только косвенными. Например, бывший высокопоставленный офицер войск противохимической и биологической защиты Хамиш де Бреттон-Гордон заявил: «Нервно-паралитические яды, такие, как зарин и VX, должны изготавливаться в лаборатории... Это непростая задача, даже ИГ не смогло с ней справиться». Другой эксперт Ричард Гатри подтвердил, что производство таких ядов требует довольно сложных химических процессов. Для изготовления даже небольших количеств нужна хорошо оборудованная лаборатория с участием опытного химика. Провести такого рода реакцию в домашних условиях практически невозможно. Более того, проблема усугубляется тем, что зарин и прочие такие вещества не имеют ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Даже микроскопическая утечка его паров – смертельно опасна.

Британские власти готовят длинный список российских «дипломатов» и разведчиков для высылки из страны

Но при всем уважении британцев к праву и закону в данном случае для общественного мнения презумпция невиновности не работает. Почему? Все дело в сложившейся репутации.

Есть ли вероятность, что российское государство и спецслужбы тут ни при чем? Ну да, хотя в это и верится с некоторым трудом. Репутация российских властей на Западе такова, что общественность практически не сомневается: это длинная рука Москвы. А как может быть иначе после убийства Александра Литвиненко, после сбитого гражданского самолета с сотнями пассажиров на борту над Украиной, после силового отъема чужих территорий, военного вмешательства в Сирии и бесконечной лавины дезинформации, извергаемой российскими государственными органами? Раздающиеся в Москве опровержения и заявления о непричастности к преступлению, вызывают здесь более чем скептическую реакцию.

Широко распространенное здесь мнение суммировал Билл Браудер, которого в России объявили врагом и персоной нон грата за разоблачения вопиющих случаев коррупции. «Если это действительно российский заговор с целью убийства, то я не ждал бы от Кремля ничего, кроме лжи. Они лгали о деле Литвиненко, они лгали о том, что произошло с малайзийским самолетом над Украиной, лгали о присутствии своих войск в Крыму и о применении допинга на Олимпийских играх. Нельзя доверять ничему, что они говорят», - сказал Браудер.

Есть и профессиональные политики, готовые вынести обвинительный приговор Москве и лично Путину, не дожидаясь результатов полицейского расследования. Так, депутат парламента от консервативной партии, председатель влиятельного комитета по иностранным делам палаты общин  Том Тугендхат выразил уверенность, что за отравлением Скрипаля и его дочери может стоять только «государство», и если окажется, что это государство - Россия, «мы должны принять ответные меры». Его коллега Ник Болс вообще призвал к полному разрыву дипломатических отношений с Россией. «Я не понимаю, как можно поддерживать связи со страной, которая пытается убивать людей на нашей территории, ставя под угрозу жизни наших граждан», - заявил он.

Руководство британских спецслужб и Форин Офиса придерживается, видимо, похожего мнения. Они и готовят длинный список российских «дипломатов» и разведчиков, действующих под другими прикрытиями, для высылки из страны. Если это произойдет, повторится ситуация разгара холодной войны, когда в 1972 году из Британии были высланы 102 советских разведчика.  Это случилось после бегства сотрудника лондонской резидентуры Олега Лялина. Он представлял в Британии диверсионный отдел КГБ и готовил (на случай войны или крутого обострения отношений) взрывы и теракты, в том числе, кстати, и заражение общественных мест нервно-паралитическими ядами. Но для того, чтобы такого масштаба высылка стала реальностью, требуется решение кабинета министров во главе с Терезой Мэй. А она пока предпочитает дожидаться результатов расследования. Однако давление на премьер-министра, к которому присоединяются и депутаты от оппозиции, растет с каждым днем. Лейборист Крис Брайант заявил, что, по его мнению, правительство должно  для начала хотя бы вызвать российского посла для объяснений.

В редакционной статье респектабельная и влиятельная газета The Times пишет: «Наши власти… не могут позволить себе быть наивными. Учитывая бэкграунд мистера Скрипаля и известную любовь путинского режима к убийствам на чужой территории, самое зловещее объяснение должно считаться правдоподобным. Если эти обвинения будут подтверждены, последствия произошедшего будут крайне серьезными. Станет понятно, что реакция правительства на другое подтвержденное убийство – Александра Литвиненко – была совершенно неадекватной… Оно не только не смогло предотвратить новых преступлений, но и фактически поощрило Россию (на новые подобные действия)».

«Россия пытается нас запугать, и мы должны противостоять ее все более агрессивной политике более решительным образом»

А вот несколько типичных цитат из соцсетей и постов на сайте той же The Times:

    «Чего, черт побери, ждет Тереза Мэй??!! Обнаружения видеозаписи, на которой будет четко видно, как совершалось убийство? Плюс официального подтверждения от Владимира Путина?»

    «Выставьте русских вон, закройте наше посольство в Москве, объявите мораторий на предоставление виз, запретите их авиакомпаниям пользоваться нашими аэропортами и введите эмбарго на заход их судов в наши порты… Неужели так трудно проявить характер?»

    «Вы никогда не дождетесь исчерпывающих доказательств, и их ожидание - это просто оправдание бесхребетности и бездействия… Каждому человеку, обладающему минимумом интеллекта, ясно, что это – грязная работа путинских молодчиков».

В заключение: обозреватели напоминают военно-политический контекст: все это произошло через несколько дней после леденящих кровь угроз Владимира Путина уничтожить Запад с помощью новых, коварных, невидимых для средств защиты видов ядерного оружия.

В совокупности это создает ощущение готовности России идти ва-банк, максимально обострить отношения и заодно проверить Запад – на британском примере - на прочность.  Насколько жесткой будет реакция, что еще может сойти с рук, достигнут ли уже предел или можно идти дальше, особенно не беспокоясь о последствиях.

«Россия пытается нас запугать, и мы должны противостоять ее все более агрессивной политике более решительным образом», - заявил в интервью Би-би-си министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон. «Россия меняет образ своих действий и наращивают уровень конфликта. Мы видим это и в Северной Атлантике тоже. Возьмите количество подводных лодок – за последние семь лет оно выросло здесь в десять раз», - сказал он.  

Покушение на убийство полковника Скрипаля может войти в историю мирового шпионажа как поворотный пункт, как возврат к совсем мрачным временам, когда стороны в холодной войне считали возможным и широко практиковали убийство вражеских агентов. Затем, уже при Хрущеве, было достигнуто негласное джентльменское соглашение - разведчиков будут арестовывать, высылать, но не убивать. Правда, на «предателей» эта милость Москвой не распространялась. Того же Олега Лялина Юрий Андропов приказал убить – но его подчиненные с задачей не справились, британцы его надежно спрятали. Ну а Скрипаля прятать не стали, ведь он был официально помилован президентским указом и включен в группу людей, освобожденных из заключения – их обменяли на десяток попавшихся в США российских разведчиков-нелегалов. Британцы полагали, что в России не захотят рисковать репутацией главы государства, не будут использовать его указы как средство обмана и создания ловушек. Да ведь это был не великий и ужасный Путин, а всего лишь декоративный Дмитрий Медведев, которого в самой России не принимают всерьез.

Так или иначе, но если подтвердится, что преступление в Солсбери – дело рук российских госорганов, то возможность спасительных обменов шпионами в будущем окажется под вопросом. Доверять любым соглашениям с российской стороной отныне будет невозможно.