Жители дома в районе Коньково, подписавшие петицию за выселение онкобольных детей, пожалели о своем поступке, – сообщает телеканал Москва 24. Ранее с призывом запретить больным снимать квартиру в ее доме выступила москвичка Елена Аллина. Она заявила, что всем жильцам угрожает опасность, ведь рак – это вирусная инфекция, которая передается воздушно-капельным путем. По словам Аллиной, о «заразности» рака она узнала из эфира телеканала «Звезда». Художник, психиатр Андрей Бильжо рассказал The Insider, откуда берутся средневековые мифы в головах современных россиян и в чем их главная опасность для общества.
Явление, которое мы наблюдаем, – вещь простая и понятная для психиатров. Это так называемый индуцированный бред – когда психически здоровый, но внушаемый человек транслирует мысли, полученные от страдающего бредом больного. Например, сумасшедший рассказывает ему фабулу своего бреда – что он видел марсиан у себя на балконе, – а тот охотно верит, что так оно и было, хотя сам он не болен. Это же относится и к слепой вере людей в то, что им говорят по телевизору.
Да, телевизор – это не бредящий больной, но он вещает бредовые идеи. Его адресаты, а таких большинство, не способны к анализу, они обладают ограниченным мышлением и верят ему безоговорочно: ведь для них телевизор – это бог. Если представить себе человека с именем Телевизор (а также Радио или Газета), это такой очень авторитетный гражданин. Женщина, которая собирала подписи за выселение больных раком детей, тоже не читала ни одной статьи, она просто услышала по телевизору, что раком можно заразиться, и сразу поверила в это. Это и есть индуцированный бред, и 90% россиян несут его в своих головах.
Если 24 часа показывать по телевизору жопу, то в конце концов ее изберут президентом
Я не думаю, что это явление характерно только для нашей страны, но именно в России мракобесие распространилось особенно широко. Это удивительно, ведь и нас коснулся технический прогресс: есть интернет, где всегда можно получить данные из разных источников. Но с этим прогрессом сосуществует абсолютная, повальная серость, которой не было 20, 30, 40 лет назад. В СССР, чтобы получить информацию, нужно было приложить усилие, хотя бы достать с полки том энциклопедии. Сегодня можно просто набрать слово в поиске, но люди и этого не делают. Уровень любознательности низок даже у того, кто сидит перед компьютером, я уже не говорю о сидящем у телевизора: он просто плавает в мире иллюзий, чуши и бреда. Кто-то однажды сказал: «Если 24 часа показывать по телевизору жопу, то в конце концов ее изберут президентом», – и это правда.
Всему виной беспробудная серость, насаждаемая сверху. Во-первых, у нас не ведется никакой пропаганды в положительном смысле, ликбеза, как это было в СССР. Государству выгодно транслировать мифы – говорить, например, что не существует никакой ВИЧ-инфекции, потому что иначе придется признать, что Россия занимает одно из первых мест в мире по ее распространению. Россия – лидер и по туберкулезу, а туберкулез – это болезнь социальная, значит, придется расписаться в том, что у нас хреновая медицина, что у нас нет нужных антибиотиков, нет денег на новые методы лечения. Скоро не будет у нас и фтизиатров – невозможно представить себе выпускника мединститута, который захотел бы в таких условиях заниматься лечением этой болезни. А ведь туберкулез действительно заразное заболевание.
Мракобесие вредит и тем, кто им охвачен, и их близким, как в случае с так называемыми ВИЧ-диссидентами. Огромную ответственность за распространение опасных мифов несет церковь. Я разговаривал со священниками, в свое время даже вел с ними жесткие дискуссии на тему депрессии: они утверждали, что такой болезни не существует и нужно просто прийти в церковь и помолиться, а уныние – это грех. Люди с тяжелой формой эндогенной депрессии, отвергавшие врачебную помощь, бывало, кончали жизнь самоубийством, и на совести церковнослужителей не одна покалеченная жизнь.
Есть и другой момент, также объясняющий, почему жители подъезда подписали петицию с требованием выселить онкобольных. Каждый день видеть боль другого человека, иногда обреченного на близкую смерть, – это неприятно, большинство людей старается вытеснять такой опыт из своей жизни. Простой человек приходит с работы уставший и загруженный, принять, что рядом смерть, особенно детская, не каждому дано. Способность к пониманию и сочувствию – это удел меньшинства.
Кто-то верит в бред про заразность рака, а кто-то просто не хочет видеть рак рядом с собой. Всегда проще включить механизм вытеснения – закрыть глаза и сказать, что рака нет. Жизнь покажется приятнее!