Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Общество

Кто защитит работников в кризис: топ-7 боевых профсоюзов

Экономический кризис в России привел к сворачиванию производства, массовым увольнениям и задержкам зарплат. В мае число официально зарегистрированных безработных превысило миллион человек (не вставших на биржу труда безработных значительно больше).  В первом квартале 2015 года служба судебных приставов вела почти 200 тысяч исполнительных производств по случаям невыплаты зарплат – в размере 9 миллиардов рублей.

Столкнувшись с проблемами, работники начинают активнее отстаивать свои права. «Можно с уверенностью говорить, что состоялся скачок протестности, подобный тому, который произошёл в 2009 году», – отмечается в мониторинге трудовых протестов Центра социально-трудовых прав. С начала года состоялось более 100 акций протеста, связанных с трудовыми проблемами. Независимые объединения наемных работников становятся всё более востребованными. Александр Литой выяснил, какие профсоюзы ведут реальную борьбу за права своих членов и чего им удается добиться.

В наследство от советской системы России досталась так называемая «Федерация независимых профсоюзов России» (ФНПР). ФНПР управляет огромной собственностью, доставшейся ей со времен СССР - санатории, дворцы труда и т.п. В Госдуме она представлена депутатами Андреем Исаевым и Александром Сидякиным. Сохраняя свои традиции, ФНПР митингует вместе с «Единой Россией», распределяет путевки и новогодние подарки между рабочими, в ФНПР состоят директора предприятий вместе с подчиненными. Единственное, чем ФНПР не занимается никогда - это защитой интересов работников. Но в России есть и другие профсоюзы – соответствующие тому, что под этим словом подразумевается во всем мире. В них никогда не примут руководство компании и в большинстве из них все члены реально являются работниками предприятий.

Администрация президента пыталась взять процесс появления новых профсоюзов под контроль, стремясь, чтобы они объединились под брендом «Соцпрофа» (сейчас его председатель, Сергей Вострецов – депутат Госдумы от «Единой России»), однако бОльшая часть независимых профсоюзов объединилась в Конфедерацию труда России (КТР). Хотя независимые профсоюзы действуют далеко не на всех российских предприятиях, в профсоюзах КТР уже состоит два миллиона членов. КТР – второе по численности профобъединение в России после ФНПР. Профсоюзы КТР полностью самостоятельны, хотя и помогают друг другу в организационном развитии. Кроме того, через КТР они могут взаимодействовать с Трехсторонней комиссией (куда входят представители бизнеса и правительства) а также с ООНовской Международной организацией труда и разного рода общественными советами при государственных органах.

У всех независимых профсоюзов есть общие задачи - они выступают против урезания социальных статьей бюджета, повышения пенсионного возраста, и за либерализацию права на забастовки. Официально организовать забастовку по нынешнему законодательству практически невозможно, поэтому одним из главных методов борьбы стали «итальянские забастовки» (когда работники замедляют темп работы, скрупулезно соблюдая все инструкции). При этом у каждого независимого профсоюза есть и своя собственная повестка.  The Insider выбрал семь наиболее активных профсоюзов, чтобы понять, за что и как они они борются.

[/vc_column_text][vc_accordion collapsible=«» disable_keyboard=«»][vc_accordion_tab title=«Врачи: ``Дело не в кризисе, а в желании приватизировать медицину``»][vc_column_text]

 890644«Всюду проблемы схожие: массовое несоблюдение трудового законодательства, огромные переработки, совмещение должностей, не оплачиваемое пропорционально. Низкая заработная плата, компенсируется переработками, административное давление на медработников, отстаивающих свои трудовые права», – рассказывает Андрей Коновал, лидер профсоюза медицинских работников «Действие».

«Действие» за последние три года получило всероссийскую известность «итальянскими забастовками» и голодовками работников скорой помощи и врачей. Яркие акции протеста вызывали скандалы и приводили к повышению оплаты труда медицинских работников, сокращению нагрузки на них. Власти Удмуртии обвиняли «Действие» в «подрывной деятельности» в интересах Запада – за профсоюз после этого заступался Леонид Рошаль.

По словам Коновала, несмотря на акции протеста в конце прошлого года, в Москве сократили около 10 тысяч медицинских работников. Хотя сопротивление замедлило планы чиновников: они хотели бы сократить ещё порядка 20 тысяч столичных медиков. Протесты привели к тому, что сокращаемым выплачивают компенсации.  Врачам – 500 тысяч рублей, 300 тысяч – медсестрам и 200 тысяч – санитаркам.

miting-vrachey-moskva-2-noyabrya-reforma-zdravoohraneniya-0

Когда медицинские работники протестуют, им удается добиваться улучшений условий труда, но «Действие» – также немногочисленный профсоюз. В нем состоит всего 3,5 тысячи человек из 17 регионов.

«Кризис – это не основная проблема. Все планы «оптимизации» были и в 2013 году. Кризис просто обострил ситуацию. Основная проблема – это сокращение финансирования здравоохранения, перевод медучреждений на самоокупаемость. Настоящая подоплека происходящего – желание приватизировать здравоохранение в интересах коммерческих структур, дискредитировать систему государственного здравоохранения в глазах населения», – говорит Коновал о проблемах отрасли.

[/vc_column_text][/vc_accordion_tab][vc_accordion_tab title=«Автомобилестроители: ``Рабочие пока не готовы брать бейсбольную биту``»][vc_column_text]

С середины нулевых МПРА является одним из самых известных и боевых профсоюзов страны. Организуя протестные кампании и забастовки на заводах Ford, Antolin, Benteler, Wolkswagen МПРА удавалось добиваться повышения зарплат для рабочих автомобильных заводов.

Раньше МПРА расшифровывалось как Межрегиональный профсоюз работников автомобильной промышленности, теперь – Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация». В МПРА входит профсоюз работников сферы IT, рабочие лакокрасочной фабрики Tikkurila, МПРА помогает 700 работникам фастфудов Carls Junior, которых уволили в конце 2014 года Санкт-Петербурге и Новосибирске, не выплатив зарплату. Но всё же основным направлением МПРА остается автомобильная промышленность.

78ed1200a50ee6cfb5afc9308028ebac«Все предприятия автомобильного сектора максимально сократили свои смены, идут массовые увольнения. Даже благополучные предприятия – японские, корейские – которые заявляли, что ничего не будет – проводят сокращения. Короче, всё плохо и будет ещё хуже», – рассказывает лидер МПРА Алексей Этманов.

По словам Этманова, МПРА действует только на нескольких автомобильных заводах: там удается добиваться и гарантированной индексации зарплаты, и отстаивания нормальных выходных пособий в случае сокращений. Например, от General Motors при сокращениях в Санкт-Петербурге профсоюз требовал 18 окладов, компания согласилась выплачивать увольняемым работникам 12. «Но там, где нашего профсоюза нет, работодатель делает, что хочет», – отмечает Этманов.

polosa14__hires_16

Малую численность МПРА, несмотря на множество успешных кампаний, широко освещенных в СМИ, Этманов считает следствием неготовности рабочих к борьбе: «Это вы спросите у людей, почему они до сих пор любят Иосифа Сталина, зачем им нужен добрый царь. Им жалко платить взносы, страшно бороться. Мы привнесли новую профсоюзную культуру – культуру борьбы. Борьба подразумевает и потери. Сами рабочие пока они не готовы брать бейсбольную биту и отстаивать свое место под солнцем».

[/vc_column_text][/vc_accordion_tab][vc_accordion_tab title=«Моряки: ``Инфляция съела зарплату, а индексации не произошло``»][vc_column_text]

Как и авиадиспетчеры, докеры давно создали свой независимый профсоюз, к которому уже привыкли администрации портов по всей стране. С 1992 по 2014 года Российский профсоюз докеров укрепился в 36 портовых городах.

Одна из крупнейших кампаний профсоюза – «Российские грузы – российским портам» – российские докеры боролись за сохранение своих рабочих мест, дабы грузы из России отправлялись через наши порты, а не через порты стран СНГ. В 1999 году тысячи докеров из всех крупных российских портов участвовали в акциях протеста.

kozarenko_s

«Работа у нас тяжелая, много желающих заниматься ей нет, и докеры привыкли ценить свой труд», – объясняет The Insider лидер Российского профсоюза докеров Василий Козаренко укорененность независимого рабочего объединения в своей отрасли. Козаренко называет одной из главных нынешних проблем докеров попытки перевести их на систему заемного труда. Леонид Тихонов, лидер докеров Находки, получил в декабре 2014 года 3,5 года лишения свободы как раз за борьбу с выводом за штат работников порта, уверены в профсоюзе.

По словам Козаренко, кризис не отразился на работе портов, они всё равно загружены. Сокращение грузооборота с западными странами компенсируется, как и у авиадиспетчеров, падением рубля – с иностранных перевозок теперь больше прибыли. Так что борьба за увеличение зарплат – в числе приоритетов Российского профсоюза докеров.  «Инфляция съела большую часть зарплаты, а индексации не произошло», – отмечает Козаренко.

Если собственник судна решит обидеть моряков (например, долго не будет выплачивать им зарплату), судно может быть арестовано в зарубежных водах и продано, а выручка пойдет на погашение зарплаты

Не менее активным является и Российский профсоюз моряков, существующий с 1991 года. Его численность превышает 7000 человек,  Залог его влиятельности - интегрированность в международные структуры, такие как Международная федерация транспортных рабочих  и Европейская федерация транспортников. Договоры, одобренные МФТ, действуют более чем на 400 судах. Если собственник судна решит обидеть моряков (например, долго не будет выплачивать им зарплату), судно может быть арестовано в зарубежных водах и продано, а выручка пойдет на погашение зарплаты и прецедентов таких немало. Не далее как 12 мая в китайском порту Нингде был задержан буксир «Капитан Бондаренко» (порт приписки Находка). На борту судна – 12 российских моряков, которые пять месяцев не получают зарплату. Другой недавний случай - теплоход «Нарва» был задержан в порту в Находке 22 апреля 2015 года до погашения долгов моряков, а 24 марта арест был снят - владельцы полностью погасили долг по зарплате.

Untitleдлдлd-1

От государства моряки среди прочего требуют, чтобы на все суда, которые работают в Арктике и проходят Северным морским путем, в полной мере распространялись требования Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС), а также требуют принять ряд мер по укреплению безопасности судоходства - в зону отвесттвенности чиновников здесь подпадают государственный контроль за техническим состоянием судов и работой экипажа, износ флота, неверные расчеты остойчивости и др.

[/vc_column_text][/vc_accordion_tab][vc_accordion_tab title=«Работники пищевой промышленности: «Годовая текучка 100% в ритейле - это нормально»»][vc_column_text]

Профсоюз «Новопроф» был создан в 2011 году пищевиками столовых «Фацер Амика», пивоварами «Балтики» в Ростове-на-Дону и работниками на нескольких других предприятий. В «Новопрофе» состоят работники разных отраслей, но сконцентрировано объединение на проблемах рабочих-мигрантов, работников пищевой промышленности, ресторанов, ритейла.

54EB15B921111«Основные проблемы работников в этих отраслях – крайне низкие, заниженные зарплаты, даже для России,  – рассказывает лидер «Новопрофа» Иван Милых. Огромное количество трехсторонних способов найма – аутсорсинг, заемный труд, серые схемы. Люди полностью зависимы от телефонного звонка, будет у них работа или нет. В ритейлерских сетях всё совсем мрачно. Там считается, что годовая текучка в 100% работников – это норма. Официально они это не подтвердят, но это так. За людей никто не держится, нормально к ним не относятся».

Заемный труд – система, при которой работник трудоустроен не на предприятии, на котором работает, а в сторонней компании, не дающей ему никаких социальных гарантий. Наиболее успешная кампания «Новопрофа» проведена на омской фабрике мороженного «Инмарко», принадлежащей корпорации Unilever.

3f9d8115952dba6098a604892900463c

«Инмарко» вывел в 2010 году две сотни работниц за штат. Они продолжали производить мороженное на фабрике, но были трудоустроены через кадровое агентство, и Unilever не имел перед ними больше никаких обязательств. «Новопроф» организовал забастовку работниц «Инмарко», а также серию акций солидарности с ними. В 2013 году Unilever вернул работниц в штат и признал время, проведенное в кадровом агентстве, частью трудового стажа на фабрике. Теперь «Новопроф» добивается регулярной индексации зарплат на «Инмарко». В кризисный 2015 год на фабрике не только не было сокращений, но и прошло повышение зарплат на 7,6 процента.

Также «Новопроф» известен работой среди мигрантов в Санкт-Петербурге в 2012-2015 годах. В профсоюзе говорят, что поначалу пытались помогать гастарбайтерам, которым не платили зарплату, правозащитными методами, но вскоре поняли их неэффективность – трудовая инспекция, прокуратура не готовы разбираться в  отношениях между гастарбайтерами и бизнесменами, их нанимающими. Зато забастовки мигрантов дали эффект: были возвращены многомиллионные долги по зарплате, сотни гастарбайтеров вступили в «Новопроф».

[/vc_column_text][/vc_accordion_tab][vc_accordion_tab title=«Авиадиспетчеры: ``Во «Внуково» до сих пор стоит устаревший локатор``»][vc_column_text]

Авиадиспетчеры давно приучили «Росавиацию» к необходимости взаимодействовать с независимым профсоюзом: ещё в 1992 году Верховный суд отклонил представление генпрокурора Валентина Степанкова о роспуске ФПАД. С 1999 года авиадиспетчерам законодательно запретили бастовать, и тогда средством борьбы авиадиспетчеров стали голодовки или их угрозы.

img_7746-500

Как рассказал The Insider лидер ФПАД Сергей Ковалев, сейчас предметом споров между авиадиспетчерами и работодателем является система аттестации рабочих мест. Ранее у диспетчеров класс вредности был 3,3 – это обосновывало сокращенную рабочую неделю, повышенную оплату труда, дополнительный отпуск, теперь класс вредности ставят 3,2 и 3,1. Это дает  формальные основания для увеличения продолжительности рабочей недели с 36 часов до 40 и – если работодатель на это пойдет – может стать поводом для противостояния профсоюза и «Росавиации».

Уже четыре года ФПАД и «Росавиация» спорят о том, сколько нужно авиадиспетчеров. Сейчас на каждое рабочее место,  учитывая смены, выходные, отпуска и необходимость бесперебойной работы приходится порядка 10 диспетчеров. Профсоюзы хотели бы больше, работодатели – меньше.

«Количество иностранных рейсов в кризис сократилось процентов на 20, в то же время, процентов на 30 количество внутрироссийских перелетов выросло, – рассказывает Ковалев, - и в этом кризис оказался в плюс. На доходах авиадиспетчеров это, к сожалению, пока не сказалось. Есть предварительная договоренность только с 1 июля индексации зарплаты на 11 процентов».

RIAN_00976547.LR.ru

По делу  о катастрофе во «Внуково» самолета главы Total Кристофа де Мажери трое диспетчеров являются обвиняемыми. Один из них, Александр Круглов, находится в СИЗО. Во ФПАД уверены, что вины их коллег в катастрофе нет.

Локатор выдает ложные метки и авиадиспетчеры вынуждены посылать работников наземных служб аэропорта смотреть, что реально происходит на взлетных полосах.

Ковалев отмечает, что Владимир Мартыненко, водитель снегоуборочной машины, оказавшейся на пути самолета главы Total,  пошел на сделку со следствием, его ждет реальный срок и тут же освобождение по амнистии. Диспетчер Круглов вину не признает, и ему следователи угрожают тем, что он получит максимальный срок, семь лет – с таким расчетом, чтобы он не смог воспользоваться амнистией. Несмотря на катастрофу, во «Внуково» локатор обзора внутреннего поля как работал с ошибкой, так и работает – утверждает Ковалев. Несмотря на предложения авиадиспечеров, его не заменили. Локатор выдает ложные метки и авиадиспетчеры вынуждены посылать работников наземных служб аэропорта смотреть, что реально происходит на взлетных полосах.

[/vc_column_text][/vc_accordion_tab][vc_accordion_tab title=«Учителя: ``Когда мы начинаем протестовать, нам перестают урезать зарплату``»][vc_column_text]

Первым примером борьбы школьных учителей современной России за свои трудовые права профсоюзники считают массовую забастовку школьных учителей Москвы 1991 года. Одним из её организаторов был Алексей Венедиктов, ныне главред «Эха Москвы». В 90-х учителям жилось не сладко, потому действовали их различные протестные объединения. С 2011 года крупнейшим из них стал профсоюз «Учитель», имеющий отделения в более 30 регионах России.

«Учитель» инициировал и принимал участие в массе резонансных кампаний: борьбе за педагога Илью Фарбера, московскую школу «Интеллектуал», против закрытий детских школ искусств в регионах и многих других. «Учитель» всегда выступал против сгона учителей на прокремлевские митинги, против государственнической и клерикальной пропаганды в школах.

rr4513_064_2Учителей не увольняют, а переводят на неполную рабочую неделю, либо сохраняют штат, но урезают зарплаты.

Лидер «Учителя»  Андрей Демидов рассказал The Insider, чтос началом кризиса количество обращений учителей в «Учитель» выросло минимум на 50 процентов. Основные поводы – урезание премиальной части заработка. Учителей не увольняют, а переводят на неполную рабочую неделю, либо сохраняют штат, но урезают зарплаты.

«Ситуация странная: очевидно, что местные власти не стали бы урезать бюджеты, если бы у них не было указаний из центра, но эти указания не обеспечены нормативными актами. Как только работники начинают шуметь, как правило, деньги возвращаются. Хотя не всегда в том же размере», – отмечает Демидов.

Чаще стали закрывать сельские школы. В Москве готовятся сокращения в сфере дополнительного образования для подростков, в Крыму в «Учитель» обращаются учителя, которых, при переоформлении образовательных учреждений из украинских в российские пытаются выводить за штат на временные контракты.

ffZxtOehkEY

[/vc_column_text][vc_column_text]

Против чего готовы протестовать учителя?

Опрос, организованный профсоюзом «Учитель», проходил с 19 февраля по 14 апреля 2015 года. Анкета была размещена в интернете, ответили на нее 425 педагогов. В списке самых актуальных проблем на первом месте оказались большие объемы бессмысленной бумажной работы — ее отметил 81% опрошенных. Второе место заняла низкая зарплата педагогов (66%). Далее с большим отрывом идут несправедливость распределения стимулирующих надбавок (44%), переработки (38%), отсутствие оплаты некоторых видов деятельности – ЕГЭ, классного руководства и т.д. (36%), низкое качество курсов повышения квалификации и формальный подход к их организации (33%), административный контроль и давление на педагогов (29%). Недостаток социальных гарантий и сокращение льгот отметил каждый четвертый, а наименее популярные проблемы – невостребованность личного опыта и творческих возможностей педагога и отсутствие возможности расти профессионально — каждый седьмой.

[/vc_column_text][/vc_accordion_tab][vc_accordion_tab title=«Работники метро: ``Цены на проезд растут, зарплаты работников - нет``»][vc_column_text]

С 1992 года в московском метрополитене действует независимый профсоюз. В нем состоит менее одного процента работников метро, но это не мешает ему оставаться влиятельным. Из-за своей активности профсоюз постоянно находится в конфронтации с начальством подземки.

До катастрофы в метро прошлым летом профсоюз критиковал руководство за то, что на рельсы ставятся слишком тяжелые вагоны, а также что сотрудников не обучают работать на новом оборудовании метрополитена. Как рассказал The Insider лидер профсоюза метрополитена Николай Гостев, после катастрофы профсоюз приостановил противостояние с начальством, дабы «не плясать на костях».

fonstola.ru-59008

Руководство метрополитена поменялось, безопасности уделяется теперь куда больше внимания – например, этим вызваны регулярные ремонтные работы по выходным. Но и с новым руководством у профсоюза, по словам Гостева, «тихое недопонимание».

«У нас есть вопросы, куда направляется очень большая прибыль метрополитена. Почему деньги, которые можно было бы направить на решение вопросов охраны труда, тратятся на реконструкцию уличных переходов: условно говоря, сносятся старые палатки, делаются новые. Есть проблема оборудования для новых поездов, появляющихся в замен старых: трансформаторы не выдерживают новых нагрузок», – рассказывает он.

Профсоюз не устраивает, что цена проезда в метро растет, а зарплаты работников – нет. Не устраивает система контроля здоровья машинистов. Медкомиссия для машиниста сейчас – это разовый осмотр врачами. Если машинист её не проходит, он лишается работы. С точки зрения профсоюза, у метрополитена есть возможность обеспечить постоянное наблюдение за здоровьем машиниста. Чтобы врачи давали рекомендации, лечили, по необходимости – отправляли в санатории.

[/vc_column_text][/vc_accordion_tab][/vc_accordion][/vc_column][/vc_row]