Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Общество

Рашка-очаровашка. Как пилят на "патриотическом" кино

Вчера стали известны темы сценарного конкурса для режиссеров, объявленные Фондом кино. Фонд предлагает, среди прочего, написать сценарий для кино про Крым, про «человека труда», про «легендарных спортсменов» и т.д. О том кто и как снимает «патриотическое кино» за деньги налогоплательщиков The Insider поговорил с молодым режиссером Арсением Гончуковым, чей фильм «Сын» был на днях номинирован на премию «Ника» - режиссер рассказывает о собственном печальном  опыте столкновения с процедурой освоения государственного финансирования. 

Все началось с того, что на меня вышли продюсеры, получившие госфинансирование от Министерства культуры. Молодых режиссеров – тем более с опытом и наградами – в России не так много, так что у продюсеров выбор небольшой. Они пригласили меня в качестве режиссера-постановщика на патриотический фильм о войне. Фильм о войне с батальными сценами - это всегда очень интересно для режиссера и сама тема мне тоже понравилась.

гончуков

Дело было за написанием сценария. В нашем деле – это важнейший этап. Еще Хичкок говорил, что в кино главное - первое - сценарий, второе - сценарий, и третье – сценарий.

Сценарий поручили написать не профессиональному сценаристу, а другу продюсера, автору бульварных романов"

Однако, к моему удивлению, это ответственное дело поручили не профессиональным сценаристам, коих в России немало, а другу исполнительного продюсера. Человеку, который работает в другой сфере, пишет бульварные романы. Продюсер сам признался, что его друг не умеет писать сценарии, но зато пишет быстро - это была единственная причина выбора в его пользу.

Начали подготовку к фильму. Тянули месяц, стало понятно, что через месяц батальные сцены снять невозможно, это будет халтура. Затем я пригласил на проект художника-постановщика, лучшего в России по войне, но он оказался «слишком дорогим». Я, если честно, не знаю, какая у них там бухгалтерия. Но представьте, бюджет - порядка трех миллионов долларов, а люди категорически отказались брать на два месяца ассистента по актерам за 50 тысяч рублей в месяц.

Говорили прямо: нам этим кино зарабатывать не надо, деньги возвращать не надо, пофиг на результат - главное отчитаться, сдать

Затем наступил момент, когда они, кажется, поняли, что работать я умею, люблю, настроен сделать хорошее кино, и стали жестко сопротивляться. Отказывались брать нужных профессиональных людей в команду, тянули с подписанием договоров, а в конце концов продюсеры начали откровенно саботировать работу, откровенно признавая, что они не хотят работать на хоть каком-то приличном уровне. Они прямо так говорили – и не раз – «нам этим кино зарабатывать не надо, деньги возвращать не надо, пофиг на результат - главное отчитаться, сдать». Время уходило, ничего не делалось.

Потом я получил первый драфт сценария. Такого беспомощного, беззубого, никчемного сценария я в жизни не читал – ни сюжета, ни идеи, ни смысла, просто ад. Фильм спонтанно начинается, неумолимо движется, разваливаясь по пути и внезапно заканчивается. То, что сценарий откровенно плох, признали все, и генеральный, и исполнительный. Единодушно.

Я предлагал пригласить на проект «доктора», сценариста, соавтора. Я даже предложил сам бесплатно переписать сценарий или написать его заново. Хотя сценарий стоит от 25 тыс. долларов, но я был готов к этому. Мне не позволили этого сделать. А потом я случайно узнал, что они взяли другого режиссера. Вот так мы и расстались. Они обвинили меня, что потратили на меня деньги (10 тысяч рублей), за месяц моей работы. И взяли на проект совсем зеленого режиссера, который до этого снимал фильм про зомби.

Они пригрозили мне со мной расправиться, если я буду много болтать. Просто и ясно, в глаза сказали это.

Поступили гнусно и подло. Даже не сообщили о решении, хотя я месяц работал на проекте. Кроме того, они кинули всю мою команду, которую просили привести. Люди приехали в Москву, сняли квартиры, начали делать ИП, их уволили еще до подписания договора, и даже не сообщив мне. Свинство же. На одной из последних встреч, когда я уже написал у себя в Facebook о ситуации, они пригрозили мне со мной расправиться, если я буду много болтать. Просто и ясно, в глаза сказали это.

И дело даже не в том, что продюсеры хотят все разворовать, они люди и так состоятельные. Беда в том, что они сознательно и беззастенчиво делают бездарную халтуру и даже не стесняются этого. Я короткометражку снимаю с большими усилиями, чем они батальный фильм. Это же просто проходимцы. Генпродюсер, например, употребляет слово «монтажировать» - такого слова даже в русском языке нет, не то что в кино.

В России, чтобы снимать кино проще вообще не связываться с государством. 4 мои полнометражные работы, вышедшие в прокат, были сняты с бюджетами в 600 тысяч рублей, и получили за это награды, в том числе международные.

Молодому режиссеру со стороны получить госфинансирование практически невозможно. Формально есть тендеры, есть Фонд кино, есть субсидирование, минкульт выделает деньги под различные проекты. Но потом начинается мутная вода, где все завязаны  друг на друга, где откаты, заходы в кабинеты, работа через связи, друзей, там черт ногу сломит. Там все так схвачено, что бетоном заливать можно. Другой продюсер мне говорил, что у него там на субсидии все под контролем, рекомендательные письма, Иван Иваныч занес, и все в таком духе.

Моя знакомая продюсер мне прямо пишет в письме, «ну понятно, что мы откатываем на телеканал 20% денег»

С телевидением та же беда. Моя знакомая продюсер мне прямо пишет в письме, "ну понятно, что мы откатываем на телеканал 20% денег", то есть прямым текстом. В документалистике не лучше. Известный режиссер-документалист Георгий Молодцов рассказывает: продюсеры со студий предлагают режиссерам снять «под ключ» за 300 тыс. рублей документальное кино, при том что сами получают государственную субсидию на полтора-два миллиона.

При этом темы, под которые Минкульт дает деньги – это какой-то ад. Есть, конечно, приятные исключения, вроде «Левиафана» - но там Роднянский, В России есть пяток продюсеров, которым можно все. Остальным же достается про «Крым в истории России» и «о людях трудовых профессий».

крым

 Сложно сказать, как эту ситуацию можно изменить, но очевидно, что со стороны государства в этой области должны работать те, кто разбирается в кино, а сейчас я в Минкульте таких не вижу.

Просто по-человечески обидно, что такие огромные деньги уходят в песок, а молодым режиссерам при этом нормально работать не дают. Это, собственно, и ответ на вопрос, почему российское кино сегодня – такой треш.