Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Общество

Служу сатанинскому союзу. Как живется сатанистам в России

Накануне вторжения в Украину Путин заявил, что «диктатура Запада направлена на полное отрицание веры и приобретает черты сатанизма». Пропаганда сразу взяла на вооружение это новое ругательство в адрес европейцев наряду с «нацистами» и «содомитами». В действительности же сатанисты — это субкультура, представители которой прекрасно себя чувствуют в самой России. Более того, «правильные» сатанисты — то есть те, которые отправляются на фронт убивать украинцев, — получают правительственные награды. The Insider выяснил, как живется последователям культа сатаны в России.

«Война священная»

В сентябре 2022 года на церемонии принятия в состав России оккупированных украинских территорий Владимир Путин в очередной раз высказался о Западе и в этот раз демонизировал его в самом прямом смысле: «Такое полное отрицание человека, ниспровержение веры и традиционных ценностей, подавление свободы приобретает черты религии наоборот — откровенного сатанизма». Вслед за Путиным как по сигналу подхватили этот термин и пропагандисты.

Владимир Соловьев заявил, что власти в Украине, США и странах Западной Европы служат «князю тьмы», а переговоры с Украиной приравнивал к «переговорам с сатаной». «Вообще, если вдуматься, то, что происходит, это сатанизм. Чисто бесы, по-другому и не скажешь. (…) Если мы имеем дело со слугами князя тьмы, если мы имеем дело с сатанинским началом, о каких переговорах и с кем мы говорим? Какие могут быть переговоры с сатаной? Они все время лгали, это и есть основа западной сатанинской цивилизации», — говорил Соловьев. Пропагандист, еще недавно каждое лето проводивший на своей вилле на итальянском озере Комо, даже сравнивал потенциальный удар ядерным оружием по Западу с уничтожением Содома и Гоморры в Ветхом Завете.

Для участия в этой «священной войне» российские власти выпускают на свободу из тюрем убийц, людоедов и маньяков, среди которых есть и настоящие сатанисты, осужденные за ритуальные убийства. Некоторые из них, возвращаясь домой, совершают новые злодеяния и снова оказываются за решеткой. В Кремле объясняют свои действия тем, что осужденные по тяжким статьям «искупают вину кровью» на фронте.

21 ноября 2023 года в родной город Ярославль с войны и из тюрьмы вернулся участник ритуальных убийств 33-летний Николай Оголобяк. В 2010 году Ярославский областной суд признал Оголобяка виновным в убийстве и надругательстве над телами умерших. В 2008 году Оголобяк и его единомышленники жестоко убили четырех человек на фоне увлечения сатанизмом. После убийства они расчленили и съели своих сверстников. Из всех осужденных Оголобяк получил максимальный срок — 20 лет, из которых отсидел 15 (считая два года в СИЗО). Потом он подал ходатайство об участии в СВО. Провоевал недолго, получил ранение и помилование. Сам Оголобяк в интервью настаивает, что «никого не ел», а ритуальные убийства «произошли случайно».

Николай Оголобяк

Обратная ситуация сложилась с ЧВК Вагнера: боевики были героями для пропагандистов, а Виктория Цыганова называла их «святыми», «небесными» и «божьей ратью», но после мятежа духовенство сразу же обнаружило у членов организации тягу к язычеству и сатанизму.

Иными словами, «сатанистом» на языке пропаганды становится любой противник действующей власти. В действительности же сатанизм — довольно популярная в России субкультура, имеющая тысячи поклонников и столетнюю историю.

Кто такие сатанисты и какие они бывают

Первые сатанинские сообщества появились в Российской империи еще в начале XX века и не в Харькове или Одессе, а в Санкт-Петербурге. Ученые Константин Кислюк и Олег Кучер пишут в книге «Религиоведение», что русский сатанист Георгий Гурджиев, которого прозвали пророком Вельзевула, пользовался личным покровительством Николая II. В СССР наиболее ранние сатанинские группы появились в начале 1970-х годов в Москве, Ленинграде и Одессе.

В Институте религии и права несколько лет назад насчитали в России около 300 тысяч последователей всех нетрадиционных религий. Сколько среди них именно сатанистов — посчитать сложно, ведь многие скрывают свое мировоззрение. Тем более это не единая религия, а хаотическая совокупность самых разных культов, верований и философских систем. «Со структурами cатанистов всё разношерстно, так как есть одиночки, у которых вера очень личная. Есть группы с лидерами, гуру — каким был Гурджиев. Но сатанисты любят индивидуализм в большинстве своем, и о какой-то четкой структуре, одинаковой для всех, нельзя говорить», — считает релиогиовед Роман Крылов.

От культа к культу отличается само отношение к Сатане: для одних он личный Бог и проводник в мире, для других не персона, а философия и стиль мышления. Есть те, кто разделяет Сатану и дьявола, и те, кто поклоняется демонам и темным языческим богам, а не самому Люциферу.

Ученые предлагают различные классификации сатанистов. Есть «сатанисты-философы», куда входят последователи Лавея и Кроули, поклонники Юнга и Ницше. Для них Сатана не личность, а архетип — первообраз, структурный элемент психики, образец поведения, мышления и видения мира.

Вторая группа — дьяволопоклонники, их главное отличие — ярко выраженный антихристианизм. Третьи — любители-«подсатанники», для которых это не вера, а, скорее мода. Еще бывают «гностики Тьмы», которые призывают к «торжеству Зла» и деструктивному поведению.

Порой сами адепты сатанизма имеют очень разные взгляды на то, что является сатанизмом, а что нет.

Сатанистов как последователей экзотического культа в России насчитывается не больше, чем в других странах Европы. И судя по административным и уголовным делам, в которых упоминается культ сатаны, их влияние на криминогенную обстановку в этих странах ничтожно. Хотя самые яркие случаи попадают в СМИ.

Например, в 1998 году 18-летний сатанист Андрей Чибисов получил 10 лет за убийство своей подруги, отказавшейся совершить сатанинский обряд. В 2006 году в Павловском Посаде было раскрыто убийство, совершенное двумя адептами дьявола. В 1999 году в Санкт-Петербурге были задержаны члены сатанинской секты в связи с убийством 12 человек. Таких случаев в истории современной России десятки.

Но есть и сатанисты, которые придерживаются пацифизма, веганства, любят искусство и предпочитают не афишировать свои религиозные взгляды — просто чтобы их не трогали. К «СВО» они относятся преимущественно негативно, а к идее «укронацистов-сатанистов» — с иронией.

The Insider побывал в гостях у таких приверженцев Тьмы и даже принял участие в их ритуалах.

Красоте — да, христианству — нет

Мы сидим в квартире 35-летнего Сергея на севере Санкт-Петербурга. Просторная комната уставлена цветами, мебелью под старину, на стенах — картины. На ритуальном столе горят длинные красные свечи в причудливых глиняных светильниках ручной работы. В мраморной миске тлеет белый шалфей — хозяин дома окурил этой травой помещение. Так начинается ритуал чествования темной богини Лилит.

Девять или десять человек, преимущественно творческих профессий, знакомые хозяина квартиры, собрались вокруг стола. На часах полночь. Все рисуют на бумаге специальный знак — печать Лилит. Сам Сергей, одетый в черное, ходил вокруг стола и рассказывал ее историю: Лилит была изначально женой Адама, а потом стала одной из главных демониц Ада, потому что не захотела жить по патриархальным законам.

После все вместе медитируют, и глава ритуала просит каждого из гостей не терять нарисованную ими печать: «К ней можно будет обращаться для дальнейшего контакта с потусторонним». Алкоголя и крови в процессе исполнения ритуала не было. Произошел ли у кого-то контакт с потусторонним — неизвестно.

Тем из гостей, кто не устал и хотел еще чего-то мистического, Сергей проводит ритуал гадания на Таро.

«Храм погружен во тьму, и Возвещающий взошел на свое место. Пусть он начнет с ритуала Входящего, следуя дальнейшим указаниям. Procul, O procul este, profani. Bahlasti! Ompehda! Именем Могучего и Грозного я провозглашаю, что изгнал Оболочки в их обиталища», — торжественно и певуче произносит он, ловко тасуя карты.

Текст, который декламирует Сергей, — «Призывание Тота», обращение к египетскому божеству мудрости, написанное мистиком и эзотериком Алистером Кроули. С этого ритуального текста адепт «темного пути» Сергей начинает многие свои обряды, в том числе — гадание на Таро, которое он вообще часто устраивает для друзей и знакомых.

Сергей себя сатанистом не называет, но признает, что этому явлению не чужд.

«Сатанизм — это противоположность христианству, — свою приверженность вегетарианству и дружбу с экоактивистами собеседник The Insider объясняет в том числе своей религиозностью. — В Библии написано, что Бог сказал Адаму и Еве: всё в раю — для вас, и животные тоже для вас. Но мы так не считаем, не считаем, что человек — какой-то особенный повелитель Вселенной. Животные не пища человека и не развлечение».

Разговоры о христианстве, иудаизме и исламе Сергею неприятны. Он говорит, что православная церковь, по его мнению, «искажает и политизирует учение Христа, сеет ложь и наживается на прихожанах». «Авраамические религии-гегемоны должны немедленно отправиться на покой», — считает Сергей.

А вот об околорелигиозной литературе, которая освещает «темную сторону тонкого мира», Сергей поговорить не прочь. Он любит перечитывать «Потерянный рай» Мильтона, поэму, где библейские истории рассказаны со стороны дьявольских сил, а сам Сатана предстает байроническим героем. Нравится ему и Данте:

«Хотя я не понимаю, отчего в „Божественной комедии“ у Иуды такое странное наказание. Он по факту сидит на коленках у Сатаны, какое ж это наказание, это ведь круто!»

К высказываниям СМИ о «сатанистах — врагах Родины» Сергей относится иронично:

«Вначале они пытались запретить феминисток, потом — ЛГБТ… Я считаю, мы в отличной компании».

Супружеский секс как темный ритуал

Алексей — успешный программист и математик сорока лет из Зеленогорска. Они с женой несколько раз в месяц отправляют детей к бабушке и дедушке, а сами предаются разнообразным сексуальным практикам. Для Алексея секс — это ритуал и элемент служения, потому что он — асмодеянин. Тонкости своей веры он объяснять не любит и чаще всего называет себя при знакомстве «темным язычником». Признает, что верует и в Люцифера, и в демонов ада, но самым почитаемым божеством для него остается Асмодей.

«Асмодей — покровитель страсти и похоти. Обряды в его честь приветствуются, но не требуются, поскольку любой секс, включая супружеский, который не ради зачатия, а ради удовольствия, уже является обрядом хваления Асмодея».

«Я верю не в конкретную сущность, а скорее в мотивы и философию. В моей религии нет запретов как таковых. Этим и отличается темная вера от „белосветной“. Тьма не ограничивает человека ничем, кроме здравого смысла, и не призывает ни к чему вредоносному, вроде воздержания или самобичевания. Так что единственное правило можно сформулировать как „Следуй своим желаниям, но не забывай, что иногда за них приходится платить“».

Авраамические религии, считает Алексей, построены на культивировании чувства вины и отрицании природных стремлений человека — вкусно поесть и окружить себя комфортом. В прошлом Алексей имел конфликты с ревнителями православной веры, поэтому предпочитает не афишировать свои взгляды и «не спорить с идиотами». К материалам в СМИ про сатанистов-бандеровцев относится философски.

«Проблема не в обществе, а в руководстве. Тридцать пять лет назад ровно эти же люди активно наезжали на христиан и мусульман, а потом резко переобулись. Авторитарной системе нужна религия покорности — вот авраамисты и на коне. На деле же им глубоко безразлична суть веры. Им выдали футболки со скрепным логотипом и разрешили мочить всех, на ком логотип другой».

Алексей рассказывает, что активно общается с сатанистами со всей России: они ездят друг к другу в гости, обсуждают способы общения с темными материями или просто ходят в бар. «Людей — миллиарды, а ты у себя — один. Пей, кури, гуляй, е**сь — только чтобы было в радость, а не в тягость!» — подытоживает он.

«Гитлера мы не любим»

Если асмодеянин из Зеленогорска ироничен и весел, то адепты «Телемы», религиозного течения, развитого Алистером Кроули, более патетичны. Основные их тезисы — принципы «Твори свою Волю, таков да будет весь Закон» и «Любовь есть Закон, любовь в соответствии с Волей». Эти фразы взяты из «Книги Закона» — центрального текста «Телемы».

Я встречаю телемитов на ритуале празднования Самайна, осеннего праздника мертвых. Сам ритуал предваряет лекция, которую офлайн и онлайн проводит лидер столичной «Телемы» Олег. Встреча проходит в йога-клубе, где участники ритуала на несколько часов арендуют зал.

Олег рассказывает, что во время Самайна важно обратиться вглубь себя — подумать о связи с предками, вспомнить значимых умерших. «Сейчас нужно позволить себе стечь в темные воды своей души. Не время действовать активно», — говорит он.

Олег очень любит яркие метафоры. Он отлично владеет голосом, то опускаясь до шепота, то возвышая его до грозного гула. На аудиторию это производит большое впечатление. Она, кстати, очень пестрая: около двадцати человек, женщин и мужчин примерно поровну, возраст самый разный — от совсем молодых, ярко одетых под ведьмочек девушек до неприметных мужчин лет за пятьдесят.

Говоря о контакте с потусторонним миром, миром мертвых, он постоянно обращается к примерам из мировой литературы и культуры — к Юнгу с его «Семью проповедями мертвым», к сцене из «Одиссеи», где Одиссей на краю Аида приносит жертву и к ней слетаются души, к произведению Паскаля Киньяра «Все утра мира», где юный виолончелист понимает, что музыка звучит для ушедших в иной мир. Слушатели Олега согласно кивают — большинство из них знакомы с этими книгами.

Сам ритуал Самайна больше напоминает театральную постановку: участники торжественно читают стихотворения в честь планет и богов, вместе медитируют, порой хором кричат магические слова. В конце ритуала все принимают причастие Хад и Нуит — центральных, но не единственных богов Телемы. Это вино и печенье — никакой крови и мертвых кошек не наблюдается.

Завершает вечер Круг чаши: участники по очереди говорят о впечатлениях и славят своих богов — чаще всего это или боги Черной Тетрады (Люцифер, Азазель, Нахема и Лилит), или языческие божества скандинавского, славянского, греческого пантеонов. Часто звучит фраза «Да не иссякнет над миром звезда Люцифера»: для телемитов падший ангел — источник не зла, а мудрости и света, аналог греческого Прометея.

На праздновании Самайна осенью в 2023 году много новичков. Перед ритуалом Олег предупреждает:

«Во время мистерии мы делаем один жест… Не нужно его пугаться и думать, что мы тайная ложа фашистов. Да, это классическое „от сердца к Солнцу“, но ничего общего с зигованием это не имеет. Так приветствовали друг друга члены „Ордена Золотой Зари“, когда Гитлер еще под стол пешком ходил. А вообще это римский жест — кто мне не верит, погуглите картину „Клятва Горациев“».

В конце встречи Олег еще раз подчеркивает: «Гитлера мы не любим. Совсем. Вообще. Прошу это учесть».

Сатанисты и нацизм

Строго говоря, связь между нацизмом и сатанизмом существует. Идеология Третьего рейха действительно строилась во многом на оккультизме.

«Неонацизм и сатанизм тоже отчасти связаны, но скорее психологически, — говорит религиовед Роман Крылов. — После Второй мировой войны крайние проявления национализма в Европе оказались под запретом. Вместе с ними подверглись вытеснению из повестки те темы, которые раньше были популярны, — о величии белой расы и прочем. В качестве некой психологической компенсации люди, которые ранее увлекались этими идеями, выбрали культ некоего противника Бога. Для таких сатанизм и эзотерика оказались психологической отдушиной».

Появилось такое явление, как эзотерический нацизм. В 1970-х годах ультраправые начали трансформировать старую идеологию «арийского» расизма, элитаризма и силы в новые культовые формы. Например, бывший эсэсовец Вильгельм Ландиг возродил мифологию Туле, мифической родины древних «арийцев», создал идею черного солнца, призванного, по его мысли, заменить свастику и способного возродить «арийскую расу». Но утверждения «каждый сатанист — нацист» и «каждый нацист — сатанист» неверны.

Черное солнце, символ эзотерического нацизма

Герои этого материала, например, говорят, что категорически не поддерживают ни войну, ни дискриминацию, ни какую-либо тоталитарную идеологию. У Алексея в Украине живут родственники, и он хочет скорейшего окончания боевых действий и мира. Сергей собирается релоцироваться в Черногорию — он хочет быть «подальше от любых военных конфликтов и мобилизации». Телемиты подчеркивают, что «у них с Гитлером нет и не может быть ничего общего».

Кто такие сатанисты для российских СМИ

Откуда вообще взялся образ сатанистов — врагов Родины, который рисуют российские официальные медиа? Религиовед Роман Крылов вспоминает, что еще в позднем СССР в прессе возникали ярлыки «сатанисты», когда нужно было разоблачать какие-то неприемлемые для советского общества явления Запада, особенно касательно новых религиозных течений.

«Например, Андрей Кураев назвал свою монографию с критикой учения Рерихов „Сатанизм для интеллигенции“. Понятно, что Рерих никакой не сатанист, это было удобным клеймом для шельмования. Много людей увлекалось идеями Рериха, и было важно отвратить их от этого учения, вернуть в церковь. Подобных случаев много».

Чтобы выглядеть хорошо в глазах общественности, нужно отмежеваться от всех неприемлемых явлений, в том числе в вопросах религии. А российская власть и РПЦ очень хотят выглядеть хорошо в непростое время — на фоне войны и накануне выборов. Поэтому им нужен какой-то абстрактный, но очень яркий и понятный образ врага, с которым можно и нужно бороться.