По избыточной смертности от коронавируса на душу населения Россия вышла на третье место в мире после Болгарии и Перу. А по абсолютному числу избыточных смертей мы уже оказались вторыми после Индии, обогнав США. Эти цифры Росстата — фактически данные Минздрава, так как Росстат сам диагнозы не придумывает, а просто собирает статистику из системы ЕГР ЗАГС, куда работники ЗАГС вносят данные из медицинских справок о смерти по форме Минздрава №106/у-08, которые принесли в органы ЗАГС родственники или законные представители умерших.
Итак, по оперативным данным Росстата, число умерших с установленным диагнозом COVID-19 составило 75 тысяч человек в октябре из которых для 70 тысяч заболевание стало главной причиной смерти или существенно повлияло на развитие основного хронического заболевания, из них с подтвержденным ПЦР-тестом — 59 тысяч. При этом избыточная смертность, то есть в простейшем случае разница между числом умерших в октябре 2021 года и в октябре 2019 года, достигла 97 297 человек.
Все пять цифр оказались рекордными за всю историю пандемии COVID-19 с апреля 2020 года. И, как обычно, эти цифры оказались намного выше ежедневной статистики оперштаба и сайта «Стопкоронавирус.рф», которая за октябрь показала 31 551 официальную смерть от подтвержденного COVID-19. Впрочем, это тоже рекорд.
По утверждениям властей, это расхождение происходит, потому что «оперштаб учитывает текущие случаи, в которых был подтвержден коронавирус, а Росстат — также случаи после проведения вскрытия. <...> Оперштаб ежедневно публикует оперативные данные по случаям смертности среди тех, у которых был положительный ПЦР-тест. А Росстат позже собирает и уточняет данные, собранные после проведения патологоанатомического вскрытия, — в этом случае тоже может быть уточнен диагноз коронавирус как основная причина смерти».
Вице-премьер Татьяна Голикова заявляла, что оперштаб учитывает только случаи, где не требуется дополнительное подтверждение по результатам вскрытия. «То есть это явная смертность от ковида», — сказала она. При этом окончательный диагноз делают уже после экспертизы, а потому данные, учтенные в оперативной статистике штаба, могут измениться как в большую, так и в меньшую сторону, добавила вице-премьер. «В каких случаях мы корректируем данные? Например, может быть установлено, что у пациента был совершенно другой диагноз, но тем не менее был выявлен положительный тест на ковид, но основная причина была не ковид», — утверждала Голикова. В таком случае заражение коронавирусом все равно учитывается в документах, так как COVID-19 мог ускорить течение хронического заболевания «и в конечном счете, наверное, стал причиной смерти». Оперштаб также заявлял, что берет данные непосредственно из медицинских организаций, а Росстат — из записей актов гражданского состояния».
Глава управления Роспотребнадзора по республике Татарстан Марина Патяшина объясняла расхождения в статистике оперштаба и Росстата тем, что вирус «подтверждается не всегда». В Татарстане эти расхождения традиционно являются максимальными из всех субъектов России. Например, за сентябрь 2021 года данные Росстата превысили цифры Росстата в 19 раз. «Возбудитель мы ищем в носоглотке, а если у человека пневмония, то возбудитель опустился в нижние дыхательные пути и найти его в горле невозможно», — утверждала главный санитарный врач. По ее словам, в этом случае пациенту ставят диагноз «COVID-19 неподтвержденный», он получает необходимую медицинскую помощь, но в официальную статистику властей республики как больной коронавирусом не попадает.
У Росстата также есть несколько разных чисел умерших от/с коронавирусом: 1) пациент умер от подтвержденного с помощью ПЦР-теста COVID-19 как от основной причины смерти; 2) пациент умер от COVID-19, подтвержденного по клиническим проявлениям, как от основной причины смерти, при этом сам вирус с помощью ПЦР-теста не идентифицирован (неважно, производился тест или нет); 3) COVID-19 не является основной причиной смерти, но оказал существенное влияние на развитие смертельных осложнений заболевания; 4) COVID-19 не является основной причиной смерти и не оказал существенного влияния на развитие смертельных осложнений заболевания.
Но и это еще не все. Издавна у Росстата есть оперативная, помесячная статистика, собранная по дате регистрации смерти в органах ЗАГС, а есть окончательная годовая статистика: по причинам смерти и по месяцам смерти. Причем распределение по месяцам смерти в годовой статистике делается по дате собственно наступления смерти. Годовая статистика доступна начиная с июня следующего года, а оперативная публикуется теперь по вечерам пятницы через 4-6 недель после окончания отчетного месяца. В годовой статистике присутствуют уточнения и исправления основной причины смерти по данным окончательных справок о смерти взамен предварительных.
И в то время как пресловутый сайт «Стопкоронавирус.рф», собирающий данные региональных оперштабов, имел на 1 января число умерших от официального подтвержденного COVID 57 555 человек, то сумма умерших от COVID-19 с подтвержденным ПЦР-тестом в оперативных помесячных данных Росстата давала сперва 86 522 человека, а после уточнения в марте — 87 554 человека, причем всего от основной причины смерти COVID-19 (как с подтвержденным, так и с неподтвержденным ПЦР-тестом) умерло соответственно 103 992 и 104 850 человек. При этом избыточных смертей по сравнению с апрелем-декабрем 2019 года оказалось втрое больше - 336 668.
Но в июне окончательные годовые данные Росстата показали 144 691 человека, умершего от главной причины смерти COVID-19, а избыточных смертей оказалось 352 082.
Сегодня Россия вплотную подошла к одному миллиону избыточных смертей: с начала пандемии и к концу ноября накоплена уже 951 тысяча и отметка миллион будет пройдена до конца года. В процентах от нормального числа умирающих, это четвертое место в Европе — после Косово, Албании и Северной Македонии, почти самых бедных стран континента.
А в мире Россия — во втором десятке из более чем 110 стран. Впереди нас по этому показателю Перу, Эквадор, Боливия, Мексика, Колумбия, Иран, Парагвай, Казахстан и Азербайджан. Если же судить по очевидно ложным данным оперштаба, сайта «Стопкоронавирус.рф» и Роспотребнадзора, Россия находится на 35-м месте в мире по числу умерших от COVID-19 на душу населения со своими 276 тысячами официальных смертей от официального заболевания COVID-19.
Но главное: по избыточной смертности на душу населения Россия вышла на третье место в мире, а по абсолютному числу избыточных смертей обогнала США и пока уступает только Индии. Хотя по численности населения Россия находится только на девятом месте.