Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Общество

Банда ряженых. Кто напал на Навального и его сторонников

Сегодня утром группа ряженных казаками граждан в аэропорту Анапы атаковала Алексея Навального, а также его друзей и соратников, приехавших в город для отдыха. Ряженые сначала плескались молоком, а затем набросились с кулаками, пользуясь численным преимуществом, а также тем, что среди их противников были также девушки дети. Ведущего телеканала «Дождь» Артема Торчинского они повалили на землю, а затем избивали ногами (его пришлось госпитализировать).

Предводителем группы ряженых был Николай Нестеренко (на фото ниже – слева, в женской майке). Нестеренко – личность в районе известная, в том числе и правоохранительным органам. Косвенно известен он и за пределами области – в СМИ попадали прежние акции его банды, в том числе нападение на музыкантов Bloodhound Gang (безуспешное) и избиение приезжих из Узбекистана, легально работавших в Анапе (банде Нестеренко не понравилась их национальность). The Insider предлагает вашему вниманию профайл этой знаменательной личности, основанный на данных из открытых источников.

wx1080

В советское время Нестеренко подрабатывал историком-краеведом в местном музее и по одной из версий уже тогда стал работать на КГБ: дело в том, что помимо древнегреческих захоронений в регионе и много оружия времен второй мировой, а КГБ охотилось на черных копателей и либо сажало их, либо делало своими агентами. Так или иначе, в карьере Нестеренко ФСБ затем не раз играла важную роль.

В 90-е Нестеренко решил заделаться казаком – это позволило ему стать директором казачьего рынка в Анапе, правда от казаков тогда начались претензии – деньги от прибыли до них не доходили. В середине двухтысячных тогдашний атаман Анапы Александр Матеркин стал задавать Нестеренко вопросы по этому поводу и хотел созвать казачий круг для публичного обсуждения ситуации, но был задержан сотрудниками ФСБ по Южному федеральному округу. У него нашли аж 15 килограммов тротила, две мины, 8 гранат и 6 пакетов с боеприпасами. Матеркин оказался за решеткой.

Сам же Нестеренко всегда счастливо избегал тюрьмы, хотя в Книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) с 1997 года его имя упоминается 40 раз. Чаще всего сообщения относились к категориям «вымогательство», «самоуправство» и «хулиганство». Вот, например, сообщение от 17.05.1997 г. № 1271: «Нестеренко Николай Дмитриевич <год рождения и адрес> вымогает у <...> гражданина Алексеева Алексея Петровича <г.р. и адрес> деньги в сумме 1 800 000 рублей. Сообщено руководству УВД".

Еще более интересна запись же за 23 июня 1997 года № 1748 отнесена к категории «мошенничество»: «зам. окружного атамана Нестеренко Николай Дмитриевич по фиктивным документам присваивал денежные суммы, поступающие в виде добровольных взносов в АКО" (т.е. Анапское казачье общество). По сути, тут речь о том, что Нестеренко воровал у своих же казаков.

Есть и категория «фальсификация документов». Вот, например, сообщение от 19.07.2000 г. за № 1887: «при рассмотрении в городском суде иска <...> Нестеренко Н. Д. к ООО «Фонд культуры Горгиппия» Нестеренко Н. Д. представил в суд сфальсифицированные документы». Ту же категорию встречаем в сообщении от 18.12.2000 за № 3782: «Нестеренко Н. Д. предоставил в городской суд документы: требование о созыве общего собрания и акт об отказе созвать общее собрание, которые являются подложными».

 17.07.2003г. сообщение № 1489 повествует: «в ночное время в поселке Сукко, ул. Лесничество, д. 9 гражданин Нестеренко Н. Д. умышленно поджег дом, принадлежащий агрофирме «Кавказ». Ущерб 188093 руб.». Также присутствуют сообщения о побоях, угрозах, самовольном занятии земли, невыполнении судебных решений, уничтожении товаров и магазинов.

нест2

нест1

Несмотря огромное множество таких сообщений, Нестеренко всегда оставался безнаказанным, что, опять же, многие склонны объяснять его работой на ФСБ, хотя по понятным причинам прямых подтверждений тому нет.

Как Нестеренко управлял своим рынком тоже хорошо известно. Вот один из множества примеров: в начале октября 1999-го около 11.00 предприниматель О. Асанов, как обычно, торговал в киоске, расположенном на улице Терской. К нему подошла группа мужчин, одетых в казачью форму, во главе с Николаем Нестеренко. Они потребовали, чтобы предприниматель перешел со своим товаром под их «крышу» и начал торговать у них на «казачьем рынке». После отказа они забрали у торговца его товар и ушли с награбленным в направлении своего рынка. И таких примеров десятки. Кого-то избивали, у кого-то отбирали товары, у кого-то вымогали деньги. Не стеснялся Нестеренко со своими молодчиками атаковать и совсем пожилых людей – среди жалоб есть одна, согласно которой он «умышленно повредил сувениры и столы для торговли, принадлежавшие 73-летней Л. Упатовой».

Бизнес Нестеренко основывался не только на контроле за рынками. В 2010 году казаки защищали заказник Большой Утриш: местная предпринимательница стала вырубать краснокнижные деревья, но городские казаки выставили в заказнике пост, в итоге остановив стройку. Был там и Николай Нестеренко. А позже стройку в заказнике начал сам. Прошлым летом прокуратура Анапы официально сообщила, что Анапское городское казачье общество самовольно захватило почти два гектара на берегу, где ведет незаконное капитальное строительство. «Незаконным захватом земельного участка, являющегося особо охраняемой природной территорией, руководил заместитель атамана Анапского городского казачьего общества Н. Д. Нестеренко», – говорилось в сообщении.

Официально объект был обозначен как казачий «Учебно-оздоровительный центр», но за бетонным забором обнаружилось порядка 20 домиков, которые обычно сдают в аренду отдыхающим. В прошлом ноябре Анапский районный суд по иску прокуратуры обязал гражданина Нестеренко снести незаконные сооружения. Тот на заседание не явился, а потом подал апелляцию. Краснодарский краевой суд подтвердил решение, но выполнять его в полном объеме он не спешит.

Примечательно, что одна из громких историй, связанных с Нестеренко, разворачивается прямо вот в эти самые дни. Это так называемое бизнесмена Сергея Зиринова, обвиняемого в покушении на Нестеренко. Вместе с Зириновым обвиняется и его помощник Эдуард Паладьян, показания из которого выбивались силой. По признанию Паладьяна (подтвержденному материалам судебно-медицинской экспертизы), его избивали до потери сознания, душили целлофановым мешком, пытали током и травили газом.

На суде произошла неожиданная вещь: сначала судья удовлетворил ходатайство защиты о прослушивании перед присяжными телефонных переговоров потерпевшего Нестеренко (эти переговоры имели важное значение для защиты), но как только начали прослушивание, судья вдруг передумал и свое решение отменил – мол, разговоры не имеют отношения к делу (хотя они они уже были признаны вещественными доказательствами). «Я много что повидала за свою адвокатскую жизнь, но то, что творится в Северо-Кавказском суде по делу Зиринова даже у меня вызывает оторопь!» - комментирует ситуацию адвокат Анна Ставицкая.

На записи Нестеренко заявляет, что тогдашнему мэру Анапы Татьяне Евсиковой «осталось недолго», далее обсудил каких-то людей армянской национальности, а потом заявил, что «нужно переходить к радикальным методам» и «нам нечего больше бояться и нечего больше терять». Адвокаты утверждают – подобных записей у них много, и они доказывают, что у Нестеренко было очень много врагов, далеко не только Зиринов, которого теперь обвиняют.

Врагов у Нестеренко и правда много, но есть и друзья – те самые, благодаря которым он все это время остается на свободе. Эти же друзья, очевидно, и сообщили ему время и место появления Навального в Анапе, попросив встретить его определенным образом. И несмотря на то, что благодаря видеозаписям установить личности членов банды Нестеренко, участвовавших в нападении, не составит труда, опасаться им нечего – когда аналогичная группа ряженых напала на Pussy Riot в Сочи (всё также по наводке «друзей»), все нападавшие остались безнаказанными.