Вчера Верховный суд РФ отклонил жалобу на снос 37 неаварийных жилых домов в московском Кунцеве. Жители района борются против группы компаний «ПИК», которая, прикрываясь разрешением правительства Москвы, собирается снести их дома, вырубить 119 деревьев и построить на их месте многоэтажный квартал. Корреспондент The Insider побывала на заседании, съездила в Кунцево и поговорила с участниками событий.
22 ноября в Верховном суде собралось больше 200 москвичей, которые борются с застройщиками в своих районах. Рассматривался иск жителей 47-го и 48-го кварталов Кунцева против правительства Москвы, которое одобрило проект планировки, предполагающий снос 37 неаварийных кирпичных домов.
Больше часа протестующие стояли на холодном ветру у дверей суда, пытаясь попасть на заседание. То и дело раздавался крик: «Пропустите истцов!» Истцами в этом процессе выступают 42 человека. За 15 минут до начала заседания на улице еще стояли около 30 жителей Кунцева. Они активно обсуждали ситуацию и делились слухами: кажется, кому-то в почтовый ящик подбросили нож - не угроза ли? Кунцевская полиция отказалась сегодня выезжать на улицу Ивана Франко - испугались идти против народа?
Первое, что было объявлено в зале суда, - что всех, кто будет шуметь и мешать процессу будут выгонять, а вместо них пускать тех, кто остался на улице. Несмотря на это, все три часа люди очень бурно реагировали, перешептывались, искали в интернете биографии судей («этот 20 лет здесь сидит, точно с властью сросся»), аплодировали удачным выступлениям адвокатов. Представитель правительства Москвы Евгений Горин быстро, не придвигаясь к микрофону, пробубнил по бумажке свой текст, общий смысл которого сводился к тому, что никаких формальных нарушений в действия властей и «ПИКа» нет. Когда он заявил, что, согласно постановлению правительства, земля под домами находится в собственности города (и по этой причине может использоваться для застройки), а дома в Кунцеве «неиспользуемые», зал взорвался хохотом: "А за что же мы платим ЖКХ?"
Судьи совещались час, но ожидаемо согласились с позицией прокурора и отклонили жалобу жильцов. Они уходили под крики «Позор! Позор!» С задних рядов донеслось: «Мы объявляем вам гражданскую войну».
[embed]https://youtu.be/Nj0C0u3K7TI[/embed]
«Если во дворе дома в 30 сантиметрах от окна можно ставить забор и возводить строительную площадку, значит, хреновые законы. И если суд в этих условиях принимает сторону не собственников, а строительной компании, значит, хреновый суд, - заявил председатель Партии перемен Дмитрий Гудков, пришедший поддержать жителей Кунцева. - Здесь должно быть вмешательство мэрии, потому что либо у нас будут бои практически в центре Москвы, либо у властей два варианта: отозвать проект и выплатить «ПИКу« компенсацию или сделать жителям такие предложения, от которых им сложно будет отказаться. Но жить несколько лет на стройке - это невозможно. Им не дают никаких гарантий. Со стороны это выглядит как рейдерский захват».
Адвокат Ольга Власова отмечает, что трактовать решение суда как признание сноса законным неверно, поскольку суд признал, что постановление правительства Москвы не может быть основанием для сноса домов или изъятия земельных участков: «Далее мы будем оспаривать это решение в кассационном порядке. В Мосгорсуде сейчас слушаются дела об оспаривании распоряжения правительства, в котором как раз и содержится адресный перечень домов. Это уже коллективный иск, и я думаю, после вчерашних событий истцов будет еще больше. В 17 домах проведены собрания собственников, которые проголосовали против сноса, совет депутатов тоже проголосовал против».
Власова уверена, что никакого правового выхода для «ПИКа» в этой ситуации нет.
На прошлой неделе двор на улице Ивана Франко 18-22 стал центром гражданской активности. Окна домов здесь завешены плакатами «ПИК, вон из Кунцева», а у стройки круглосуточно дежурит полиция.Десятки жителей 47-го и 48-го кварталов Кунцева несколько дней подряд протестовали против незаконного, по их мнению, захвата собственности. Они дежурили днем и ночью, разбили палаточный лагерь, а 19 ноября попытались помешать приезду строительной техники. В итоге москвичей разогнали сотрудники частного охранного предприятия и полиция. Некоторые были задержаны. А активист Савелий Рожков оштрафован на 150 тысяч рублей за то, что якобы проделал дырку в полиэтиленовой обтяжке забора «ПИКа».
«Казалось, что им надо подавить государственный мятеж. Приезжал даже ОМОН в касках», - говорит житель 48-го квартала, художник и галерист Алексей Шульгин. Гуляя по дворам, которые по планам московской мэрии должны зарасти башнями-муравейниками, он со знанием дела рассказывает о каждом доме: когда они появились, какие из них строили пленные немцы, почему один с лепниной, а стоящий рядом - без. На месте всего этого «ПИК» собирается возвести многоэтажный жилой квартал, обосновывая это аварийным состоянием «сталинок». Но обследование Мосжилинспекции показало, что дома не признаны ни ветхими, ни аварийными: износ составляет от 25 до 47%. А на 2020 год в них запланирован капитальный ремонт.
Еще один аргумент, которым «ПИК» прикрывается перед жителями, - это некий социологический опрос, который показал, что 90% из них хотят переехать. В то же время, когда инициативная группа заявила, что, по результатам проведенных в 16 домах общих собраний собственников, от 56 до 90 % жителей выступают против сноса, «ПИК» ответил, что программа реконструкции районов пятиэтажной застройки, в которую кунцевские «сталинки» вошли еще при Лужкове, в отличие от программы реновации, не опирается на мнение собственников. Жильцов обещают переселить в хорошие квартиры, но никаких документальных подтверждений этому нет.
Помимо того, что в случае победы «ПИКа» будет снесено 37 домов, что станет самым масштабным проектом такого рода, согласно порубочному билету, на улице Ивана Франко 18-22 вырубят 119 деревьев и 22 кустарника.
Прежде чем приступить к сносу, «ПИК» решил построить первый 26-этажный дом на дворовой территории, которая с 2014 года не принадлежит жителям. Строительство сразу началось с нарушениями: информационный щит не был оформлен в установленный срок, пожарные проезды перегорожены, а ордера на работы, которые предъявили строители, не числятся в портале открытых данных правительства Москвы. Между домом № 20 и забором строительной площадки пройти можно только одному человеку - расстояние там не больше метра. А к дому № 22 он и вовсе примыкает вплотную. Поэтому даже те люди, которые согласны переехать, выступили против «ПИКа» - до расселения им придется как минимум два года жить буквально бок о бок со стройкой.
В группе «Борьба за 47-48 кварталы Кунцево» в фейсбуке жители делятся фотографиями своих квартир и сравнивают их с теми, куда «ПИК» уже раньше переселял людей.
Муниципальный депутат Филевского парка Ольга Мостинская, которая воюет с застройщиком «Авгур Эстейт» в своем районе, уверена, что именно в таких ситуациях люди сплачиваются и образуют гражданское общество: «У нас год назад на слушания приходило по 5-7 человек. Потом началась реновация, капремонты - сейчас в половине домов есть чаты для координации. На последних слушаниях было до 150 человек». Это подтверждают жители Кунцева. «Раньше я относился к этому кварталу просто как к месту, где я живу, не общался с соседями, - рассказывает Алексей Шульгин. - Сейчас мы все объединились и не собираемся сдаваться».
Проект планировки кварталов был утвержден постановлением правительства Москвы еще в ноябре 2017 года. Жители Кунцева собираются бороться за свои дома до конца во всех российских судебных инстанциях. Но, «не надеясь на справедливую судебную защиту в своем родном городе», они уже готовятся к подаче исков в Европейский суд по правам человека.