Минфин США представил Конгрессу «кремлевский доклад», в котором содержатся фамилии 210 лиц из так называемого ближнего круга Владимира Путина. Позднее министра финансов США Стивен Мнучин пояснил, что за публикацией последуют новые санкции - информация об этом содержится в закрытой части доклада. Исследователь ограничительных мер, преподаватель кафедры международного права МГУ им. Ломоносова, кандидат юридических наук Сергей Гландин рассказал The Insider, какими будут последствия публикации доклада и могут ли фигуранты списка избежать санкций.
Публикация списка – это исполнение обязанностей, наложенных на 3 ведомства 241 статьей закона CAATSA. В докладе, помимо главы про олигархов и окологосударственные предприятия, еще три части, в которых указаны ключевые секторы экономики США, в которых у упомянутых лиц есть интересы; информация о том, как вводимые запреты и ограничения затронут рынки долговых обязательств и капитала, а также ожидаемые последствия от добавления российских окологосударственных предприятий в санкционный список; потенциальное влияние вторичных санкций не столько на российских резидентов и экономику Российской Федерации, сколько на экономику США и их союзников.
Комитеты Конгресса будут изучать все части доклада комплексно. Конгресс может изменить закон и в дополнениях к нему указать, кого и по каким критериям нужно включать в санкционный список в будущем.
Юридически защитить себя и свои активы фигуранты списка не могут. Никакой «индульгенции» от внимания санкционных органов США нет. Суд США даже не примет иск от иностранного фигуранта санкционного списка. В то же время способы защиты есть - например, оформление активов на супругу и развод или полный уход из Соединенных Штатов. Но в глобальном информационном мире профильное санкционное ведомство OFAC отслеживает фигурантов в соцсетях и в первую очередь интересуется фактическим пользованием активами, а не формальным избавлением от него.
СМИ много писали о том, как наши олигархи наводнили Вашингтон своими представителями и лоббистами. Но таким шагом они больше навредили себе, чем помогли. Все эти лоббисты обязаны опубликовать сведения: сколько, от кого и за что они получили. Если лоббист такое не опубликовал, у него могут быть проблемы, как у Пола Манафорта, скрывшего 20 млн, полученных от Януковича и Партии Регионов. А в случае интереса специальный прокурор по открытым данным может выяснять, кому были переправлены деньги, полученные лоббистами от россиян. И если выяснится, что получатели – действующие представители исполнительной власти, занимавшиеся санкциями, то будут очень большие проблемы у всей цепочки.