Политик Алексей Навальный выступил на слушаниях Европейского суда по правам человека по своей жалобе на задержания во время митингов в 2012–2014 годах. Видеозапись заседания опубликована на сайте ЕСПЧ.
Навальный пожаловался, что акции его сторонников согласовывают только в отдаленных районах, а в центры городов их не пускают. В пример он привел предложение московских властей проводить акцию «буквально в лесу», имея в виду парк «Сокольники».
Речь Навального целиком приводит «Дождь»:
Спасибо большое. Господин президент, в первую очередь я бы хотел сказать, что это было настоящее удовольствие — слушать, какую прекрасную комфортную политическую жизнь я и мои коллеги ведем в Москве. Короткие аресты, незначительные штрафы. Это действительно здорово, спасибо большое.
И, конечно, по сравнению с Нельсоном Манделой, моя политическая жизнь в Москве намного проще. Я бы хотел обратить внимание на статистику касательно митингов. Хочу сказать, что это типичный пример манипуляции фактами и попытка обмануть этот суд.
Заявление, что в 95% мы получаем разрешение на проведение акций. Я очень рад, что наш многоуважаемый оппонент упомянул всероссийскую акцию, которая будет в это воскресенье. Да, правда, у нас есть разрешения на эти акции, которые пройдут более чем в 100 городах России. Но главный вопрос: есть ли у нас разрешение в Москве, Санкт-Петербурге — в крупных городах. Ответ — «нет».
Так что технически да, но они дают эти разрешения как очередное политическое унижение. Нам нельзя проводить акции в центрах городов, нам дают разрешения в удаленных районах, в удаленных парках. К примеру, в это воскресенье нам предложили провести акцию в лесу в парке Сокольники. И конечно я написал в своем блоге, что мы никогда не согласимся на такое предложение.
У нас есть право проводить акции в тех же местах, где их устраивают провластные движения. Очевидно, в России грядет большое политическое событие — выборы, и множество людей очень разочарованы, что у нас будут выборы без конкуренции. Это минимум половина страны. И у нас точно есть право идти в центры городов и проводить там акции.
Та же ситуация с митингами по выборам, которые упоминали представители государства. Да, у них есть право сказать «мы дали вам множество разрешений, но вы, мистер Навальный, как избалованный ребенок, не хотите использовать их, и вы хотите быть арестованным. Вы реально просите у власти, арестовать вас». Но ключевой момент — это время и место.
У нас есть разрешение, у нас была встреча во время кампании. В 7 утра, в понедельник, на заброшенном стадионе — так выглядит большинство их так называемых «разрешений» на акции. Кончено, мы не можем согласиться. Я понимаю, что существует риск быть арестованным, но мы не можем принимать такие условия политической игры.
У них есть все, а мы должны проводить свои митинги в 7 утра в понедельник. Я прошу суд учесть весь политический контекст вокруг этого дела. Это не 5 дел, это система игнорирования наших прав на собрания. Сколько раз за последние 5 лет мы с коллегами получали разрешение на митинг в центре Москвы? Ноль раз. Сколько раз мы получали такое разрешение в Санкт-Петербурге? Ноль.
Сколько раз другие люди, которые хотели вступить против коррупции получали разрешение на митинг в центре большого города? Ноль раз. Вопрос — это время и место. Их разрешения это акт политического унижения оппозиции. Спасибо большое.
В ноябре ЕСПЧ приступил к рассмотрению жалобы Навального на повторный приговор по делу «Кировлеса», из-за которого ему не разрешили баллотироваться на выборы президента.