Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Низкое качество госуправления стало угрозой экономике РФ - эксперты ВШЭ

The Insider

До 2018 года российская экономика будет расти на 1,5%, в лучшем случае 2% в год, что ниже общемировых темпов. Об этом заявил бывший министр финансов, а ныне глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, выступая на апрельской конференции по проблемам развития экономики и общества, прошедшей в Высшей школе экономики. «Мы сегодня находимся в состоянии стагнации. Мир растет, мы стагнируем», - приводит слова Кудрина РБК. Причину такого положения вещей экономист видит в сложившейся в стране политической система мягкого авторитаризма. Эта система, по словам Кудрина, сокращает обратную связь государства с экономикой, в результате чего тормозится реализация реформ, бюрократия давит на бизнес, возникает благодатная почва для коррупции.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау, в свою очередь, заявил, что российская экономика попала в «идеальный шторм», сложившийся из нескольких кризисов: глобального кризиса, начавшегося в 2008 году, циклического кризиса (мы находимся в нижней точке инвестиционного цикла) и внешнего негативного фона (низкая цена на нефть и экономические санкции). Для преодоления «идеального шторма» г-н Мау предложил сосредоточиться на трех направлениях: подавление инфляции, бюджетные вложения в социальную и транспортную инфраструктуру и импортозамещение. При этом экономист предупредил, что в инфляции сейчас заинтересованы банки, торговля и неэффективные предприятия, но при этом при низких ценах на нефть шансы подавить инфляцию будут выше, так как  страна избавляется от «голландской болезни». К 2017-2018 годам, по оценкам Владимира Мау, можно достигнуть на 4%-го годового уровня инфляции. Говоря о инвестициях в социалку и транспорт, ректор РАНХиГС подчеркнул, что это должны быть вложения в инфраструктуру, а не в простое повышение зарплат в этих отраслях.

Что касается импортозамещения, то оно, в представлении г-на Мау, должно развиваться через конкуренцию, а не запреты и санкции. В завершении своего выступления экономист отметил, что работа над инвестиционным климатом сегодня важнее, чем когда-либо, так как  ключевые проблемы лежат не в экономической плоскости, а в сфере госуправлении, применения законодательства и создания комфортной среды для человека и бизнеса.

О плачевной ситуации с экономикой регионов рассказал губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. По его словам, за последний год совокупный госдолг регионов вырос в 1,7 раза до 2,3 трлн. рублей, а уровень долговой нагрузки субъектов РФ вырос на 10,5 процентных пунктов. До 90% средств регионы тратят на выполнение социальных обязательств, в то время как бюджеты развития у регионов фактически отсутствуют. «Мы превратились в большие кассы при Минфине по выдаче средств на социальные нужды», - констатировал Алексей Гордеев.

Губернатор охарактеризовал отношения между регионами и федеральным центром как административно-командную систему, причем не считающуюся с реальностью. Большинство федеральных целевых программ, по мнению Гордеева, не прошли бы экспертизу у профессионалов в соответствующих областях. «Низкое качество государственного управления уже не просто проблема, а реальная угроза», - заявил г-н Гордеев.

Новый подъем экономики возможен только при условии преодоления инвестиционного кризиса, но деньги будут приходить туда, где есть четкие правила игры и работающие институты, уверен научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. В своем выступлении ученый призвал выйти на путь постоянного взаимодействии власти и общества, подчеркнув, что принципиальными вопросами на сегодняшний день являются свобода предпринимательства, верховенство права, экономическая и политическая конкуренция, равно как и доверие бизнеса к государству, а населения — и к бизнесу, и к государству.

Когда участники конференции поинтересовались у присутствовавшего первого вице-премьера Игоря Шувалова, будет ли правительством взят курс на постепенную модернизацию и либерализацию, тот ответил: «Будет». Подробностей реализации этого курса чиновник, впрочем, не раскрыл.