Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Протодиакон Андрей Кураев о приговоре Соколовскому: Патриархия превращается в вечно оскорбляемое силовое ведомство

Ива Цой

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил блогера Руслана Соколовского к 3,5 года условно за отрицание существования Иисуса и пророка Мухаммеда. Соколовскогго признали виновным в возбуждении ненависти, нарушении прав на свободу вероисповедания и незаконном обороте специальных технических средств. Блогер был арестован в сентябре 2016 года после того, как опубликовал в интернете несколько видеороликов. На одном из них он играл в Pokemon Go в церкви, а на других выступал с критикой РПЦ. The Insider попросил поделиться протодиакона Андрея Кураева своими ощущениями от приговора.

-FW_KjbZq65IEASiVkFuMw-wide

Протодиакон Андрей Кураев:

Тем людям, которые считают, что 3,5 года, пусть даже условного срока, за такое поведение - это мягко, я могу лишь выразить свое недоумение. До чего же мы довели страну и наши собственные нравственные чувства, что считаем это проявлением гуманности? Если говорить по сути, человека обвинили в том, что он возбуждает волну враждебного отношения к какой-то социальной группе, в данном случае, к верующим людям. Однако я думаю, что гораздо большая ответственность по этой статье лежит на Екатеринбургской епархии, которая возбудила это уголовное преследование. Потому что до начала этого судебного процесса о том, кто такой Руслан Соколовский, знала только его мама и узкий круг друзей. Теперь о нем знает весь мир. И я думаю, что значительная часть из тех, кто узнал об этом процессе и приговоре, скорее изменили в негативную сторону свое отношение к Русской православной церкви. Вот это для меня очень печально.

На судебный процесс приходили разные люди, в том числе и православные, которые говорили о том, что не считают себя оскорбленными. Но дело в том, что сама эта уголовная статья об оскорблении чувств изначально предполагает некую субъективность, потому что мои чувства — это только мои чувства, и только я могу решать, оскорблены они или нет. Если честно, мои религиозные чувства гораздо больше оскорбляются тем, что происходит в самой церкви и что творим мы сами, священнослужители — наше лицемерие, или фарисейство, неприкрытая тяга к роскоши, люксовые машины и так далее. Это меня оскорбляет в гораздо большей степени, равно как и то, что люди, которые считают себя воспитанными на нагорной проповеди Христа, все время норовят в последние годы кого-то посадить, начиная от Pussy Riot и кончая Соколовским.

За отрицание бога в 21 веке в светском государстве судить нельзя. А что касается судебного преследования за оскорбление, мы все кого-то называем козлами несколько раз в день. Получается, что тогда должно быть, как в известной песне, полстраны охранники, полстраны — заключенные. Не стоит открывать ящик Пандоры. Я не Соколовского защищаю. Я стараюсь защитить нашу церковь, чтобы она все-таки вспомнила, чему учил ее основатель. Но со скандала с Pussy Riot 2012 года такое ощущения, что патриархия желает превратить саму себя в какое-то вечно давящее и оскорбляемое силовое ведомство, среднее между прокуратурой и Росгвардией.

Я чувствую, что в ситуации с преследованием за оскорбление чувств верующих сегодня задействованы какие-то политтехнологи, и у них могут быть совсем не явные цели. В частности, не исключено, что эти истории специально поддерживаются силовыми ведомствами и другими, чтобы понизить рейтинг патриарха Кирилла, чтобы народ знал, что у него только один национальный лидер. Есть ли такой замысел или нет — это непростой вопрос. Но интересно, что сегодня в выпуске «Вестей» сообщение о приговоре Соколовскому было подано с явными нотками недоумения и возмущения без бурных аплодисментов. Вместо оскорбленных верующих комментарии давали люди совсем другого толка. И это показательно, учитывая, что это государственный канал.