Европейский суд по правам человека назвал принудительное изъятие земельных участков для госнужд при отсутствии доказательств «неоспоримого общественного интереса» нарушением Европейской конвенции. Об этом пишет «Коммерсантъ».
Истцы Татьяна Волчкова и Борис Миронов - пенсионеры, у которых изъяли землю, предназначенную для их инвестпроекта. В 2003 году власти Люберец решили экспроприировать собственность для реализации инвестконтрактов с целью «улучшения архитектурного облика» города. Однако в итоге на данном участке был построен 17-этажный дом, в котором 95% квартир оказались частными (оставшиеся 5% власти города перепродали инвестору). Заказ выполнила коммерческая компания «ОРС-Групп».
Бывшие владельцы участка обратились в ЕСПЧ - по их мнению, изъятие было обусловлено не общественным, а коммерческим интересом. За участок они получили от муниципалитета $115 тыс. и право социального найма двух квартир общей площадью 100 кв. м, но для них это не было равноценным возмещением: оценка властей не учитывала коммерческую привлекательность участка на границе с Москвой и с будущей станцией метро.
ЕСПЧ согласился с точкой зрения истцов и присудил каждому по €3 тыс. компенсации морального вреда, а также €100 судебных издержек. Теперь стороны могут сами договориться о сумме компенсации материального ущерба. Суд может сделать это самостоятельно на основе отчетов оценщиков.
Как заявили «Коммерсанту» в Минюсте, госорганы еще не решили, будут ли обжаловать решение ЕСПЧ.