Власти Финляндии проводят радикальную реформу школьного образования, сообщает британская газета The Independent. Эксперты рабочих групп, созданных для этой цели, пришли к выводу, что понятие школьных предметов устарело. Вместо традиционных математики, физики, истории, литературы они предлагают построить план обучения на темах, ситуациях и событиях.
Старшеклассники ряда финских школ, в первую очередь, в Хельсинки, уже обучаются по этой системе. У них нет традиционного расписания, когда первым уроком идет химия, вторым – география, а пятым – литература. Вместо этого они осваивают тему, к примеру «сервис общепита», которая включает в себя изучение математики, иностранных языков на разговорном уровне, тренировку навыков общения. Более сложная тема «Европейский союз» уже подразумевает изучение истории, географии, экономики, иностранных языков на более серьезном уровне. Разработчики новой системы обучения также настаивают на том, чтобы в классе был не один, а два преподавателя - для более объемной и разносторонней подачи материала. Кроме того, образовательный процесс предполагает выполнение большинства заданий не поодиночке, а группами для развития коммуникационных способностей.
Реформа образования подвергается критике со стороны многих финских педагогов. Они недовольны тем, что новый подход слишком сосредоточен на практике в ущерб теоретическим знаниям. Однако, похоже, что власти считают изменения успешными. Так, по словам Марьо Кюллонена, ответственный за нововведения в образовательной системе города Хельсинки, преподаватели, работающие по новой ситеме, получают прибавку к зарплате. По мнению реформаторов, нынешняя система образования отвечает интересам общества и экономики начала 1900-х годов, но сейчас от школы требуется что-то более пригодное для 21-го века. Они рассчитывают, что к 2020 году во всех финских школах обучение будет происходить по-новому.
Отметим, что в настоящее время Финляндия находится на лидирующих позициях практически во всех мировых школьных рейтингах.