Московский окружной военный суд отказал в ходатайстве о вызове экспертов, поданном потерпевшими по делу о теракте в театральном центре на Дубровке. Об этом The Insider рассказала адвокат потерпевших Каринна Москаленко по итогам заседания по делу Закаева, которого обвиняют в причастности к теракту. Это решение суда означает, что родственники жертв никогда не узнают, каким газом отравили их близких. Примечательно, что против ходатайства о вызове экспертов выступили только прокуроры, а сторона подсудимого поддержала просьбу потерпевших.
«Отказать в ходатайстве в полном объеме в связи с тем, что проведенные ранее судебно-медицинские экспертизы, содержащиеся в материалах дела, соответствуют требованиям и являются законными и обоснованными», - огласил решение судья Михаил Кудашкин.
Адвокат потерпевших Каринна Москаленко рассказала The Insider, что дело тормозит следствие: «Оно не захотело заниматься расследованием в полном объеме, включая все данные о газе, без которых не сделаешь выводы о том, почему у кого-то наступила смерть, о том, почему выжившие заложники до сих пор страдают тяжелыми заболеваниями... Без этого газа нельзя дальше двигаться, мы ведь просили о проведении экспертиз, без наименования рецептуры газа мы ничего не узнаем», - говорит адвокат. "Наше ходатайство открывало суду возможность не урезать права потерпевших, не продолжать их ограничивать, а восстановить их. Мы предлагали направить дело прокурору Москвы для решения вопроса, почему невозможно рассмотреть это дело в полном объеме. И надо сказать, что сторона подсудимого не возражала! Возражали прокуроры! В кулуарах мы обсуждали, что смерть заложников не могла произойти от каких-то необъяснимых факторов, что у всех одновременно стала печень болеть, это же совершенно ясно, что была реакция на отравляющее вещество..."
«Знаете, как сказал председательствующий? Он сказал: «Это, может быть, все очень важные вопросы, и потерпевшие имеют на них право, но это не имеет отношения к обвинению, предъявленному подсудимому«. На самом деле, председательствующего можно понять: он получил не вполне расследованное дело. И перекладывать на него все обязанности невозможно. Но с другой стороны, подсудимому Закаеву вменяется все вместе, включая и то, что происходило в зале, и сам теракт. Поэтому рассматривать это дело можно и нужно в полном объеме», - говорит Москаленко.
По словам Москаленко, не все потерпевшие получили доступ к правосудию. «Да, в этот раз многие, но не все. И это была задача обвинения - обеспечить явку. Не установлены обстоятельства гибели каждого заложника. Они говорят о причинах смерти, а для нас это живые люди, которые внезапно умерли. И для каждого родственника, для каждой мамы, для каждого папы важно, где и как это произошло... Один из потерпевших видел первое заключение: «отравление неизвестным веществом«. А потом все изменили», - напоминает она.
Отметим, на вызове экспертов, участвовавших в деле на стадии следствия, настаивал Владимир Курбатов, отец одной из погибших в результате теракта актрис. Он просил суд допросить экспертов для выяснения точных причин гибели дочери, а также назначить повторную судебно-медицинскую экспертизу. Остальные потерпевшие, адвокат подсудимого и сам Закаев подержали его просьбу.
Закаев обвиняется в участии в преступном сообществе, приготовлении к теракту, пособничестве в захвате заложников, покушении на убийство двух и более лиц, незаконном хранении оружия, умышленном уничтожении чужого имущества. По версии следствия, он входил в организованное преступное сообщество, которое возглавлял Шамиль Басаев, а также оказывал пособничество в подготовке теракта и захвате заложников в театральном центре, организовывал доставку в Москву оружия и самодельных взрывных устройств, которые были использованы террористами. Вину в инкриминируемых преступлениях Закаев признает лишь частично.
Вечером 23 октября 2002 года 40 террористов ворвались в здание театрального центра в Москве, захватив в заложники 914 участников и зрителей мюзикла «Норд-Ост». В результате теракта погибли 130 человек, в том числе 10 несовершеннолетних. Шестеро участников совершения теракта ранее были приговорены к длительным срокам заключения, 40 террористов были уничтожены в ходе спецоперации, в международном розыске находится один из соучастников преступления Герихан Дудаев. Шамиль Басаев был уничтожен в Ингушетии в июле 2004 года.