Правительство собирается реформировать службу психологической помощи в школах после гибели подростков в Псковской области. «Сегодня психологи в школах чаще всего ориентированы на детей в так называемых трудных жизненных ситуациях, но скрытое неблагополучие, дискомфорт, отсутствие внимания к ребенку, дефицит времени у родителей на ребенка приводят к гораздо более сложным последствиям», — сказала вице-премьер Ольга Голодец. Елена Ивановна Морозова, детский клинический психолог, кандидат психологических наук, директор Центра психолого-педагогической поддержки семьи «Нелишние дети» рассказала The Insider, как должна быть устроена служба школьных психологов, чтобы это действительно работало.
Псковскую трагедию можно было бы предотвратить, если бы к детям в момент трагедии были допущены не силовые структуры, а психологи, которые владеют техникой переговоров. Конечно, этих загнанных в тупик, очень перепуганных подростков можно было бы убедить и поговорить с ними по-человечески. С помощью специальных психологических техник можно было бы вывести их из этого состояния и сохранить им жизнь. Я в этом глубоко убеждена.
Это можно было предотвратить и раньше, на уровне работы школьного психолога, потому что в семье у девочки были избиения, и это явно заслуживает того, чтобы с ребенком работали и помогали ему. Это может быть школьный психолог, к которому может обратиться как сам родитель, так и ребенок.
Что касается будущей реформы, ее эффективность зависит от того, как все будет построено. Наша школьная психологическая система была изначально неправильно организована. Школьные психологи подчиняются администрации школы, чего не должно быть, они должны выйти из подчинения и защищать интересы ребенка и семьи, а не соответствовать запросам учителей и тем более администрации.
Лучше, если они будут в своем психологическом сообществе иметь возможность профессионально расти и отчитываться и проводить супервизии наиболее трудных случаев. В каких-то странах это отдельные подстанции, где эти психологи находятся, либо при какой-то официальной структуре, где есть психологи, они работают все вместе и выезжают в школы в сложных случаях.
Выявить скрытое неблагополучие семьи достаточно сложно, это очень деликатный вопрос. Квалификация наших психологов оставляет желать лучшего. Они часто обучены на скорую руку, некоторые психологи вообще проходят десятимесячные курсы, имея педагогическое образование, либо получают степень магистра и два года либо заочно, либо очно по вечерам учатся, получают высшее образование и становятся как бы психологами. Этого недостаточно.
Психолог, который работает с детьми, тем более с острыми случаями, должен иметь клинические знания, опыт работы и, конечно, базовое образование. Только в этом случае мы можем говорить, что это будет не формально проведено, не карательным образом, а содержательно, и только так будет оказана реальная помощь как детям, так и их семьям.