На днях независимый канадский журналист Нил Хауэр, специализирующийся на теме Южного Кавказа, сообщил, что его задержали по прилете в Турцию и объявили, что ему запрещен въезд в страну. Журналист выразил уверенность, что причиной запрета стали его статьи, причем не о Турции, а о ее близком партнере Азербайджане.
За последее время Хауэр, живущий в Армении, опубликовал в западных СМИ несколько критических текстов о проходившей в Баку климатической конференции COP29 (1, 2). Он также неоднократно писал об этнической чистке в Нагорном Карабахе и агрессии Азербайджана против Армении (1, 2, 3).
Как рассказал в беседе с The Insider руководитель департамента конфликтологии Института мира и демократии, бывший азербайджанский политзаключенный Ариф Юнусов, Турция и Азербайджан давно сотрудничают по вопросу преследования критиков обоих режимов, но небезопасными могут оказаться и демократические страны, связанные с Баку соглашениями о сотрудничестве в правоохранительной сфере.
«Это сотрудничество [Турции и Азербайджана в плане преследования оппозиционеров] началось в марте 2014 года. Тогда Эрдоган прилетел в Баку, и в рамках этого визита представители спецслужб и правоохранительных органов Турции и Азербайджана подписали соглашение о том, что каждая страна будет отправлять другой списки неугодных лиц, которых следует арестовать. Сразу после этого в Турции был арестован азербайджанский журналист Рауф Миркадыров из газеты “Зеркало”. Он сначала даже не понял, почему. И вот после этого последовательно начались и продолжаются до сих пор аресты журналистов и общественных деятелей, которые оказывались на территории Турции.
То же самое делает и Азербайджан. Именно по указке турецкой стороны там происходят аресты противников Эрдогана — в первую очередь сторонников опального религиозного деятеля Фетхуллаха Гюлена, который недавно умер в США. В Азербайджане турецкие студенты и религиозные структуры как раз были связаны с Гюленом, и была волна арестов и преследований. Тех, кто лоялен Эрдогану, не трогали. В 2014 году стороны обменялись списками неугодных, и эти списки врагов диктаторов постоянно обновляются спецслужбами и Генпрокуратурой.
Мы <Ариф Юнусов и его жена, правозащитница Лейла Юнусова — The Insider> сейчас живем в Нидерландах, и в местном МИД нам сказали, что поездка в Турцию для нас крайне опасна, потому что мы в этом списке [неугодных лиц]. У нас есть примеры, когда политики из Нидерландов и других стран, которые жестко критиковали Азербайджан за нарушения прав человека, стали персонами нон грата в Турции. Это носит масштабный характер и это основано на юридической базе. Журналисты, с точки зрения наших диктаторов, — это вообще мальчики для битья.
В мае этого года нас с супругой пригласили в Молдову на специальную конференцию, причем пригласил аппарат президента страны и представители ЕС. Там обсуждались вопросы евроинтеграции Молдовы и так далее. И накануне мы узнали, что Турция, Молдова и Азербайджан подписали такое же соглашение о выдаче неугодных лиц. Я написал письмо в аппарат президента и руководству ЕС, которое там проводило конференцию, в котором я хотел узнать, будет ли наша жизнь под угрозой, если мы приедем. И знаете, какой ответ мы получили? “Мы не уверены. Не приезжайте”. В итоге мы выступали по Zoom. Это абсурд полный. Это страна, которая собирается в Евросоюз. И руководство ЕС признает, что они знают, чтó это соглашение означает, хотя формально оно направлено против обычных правонарушителей.
В России по запросу Азербайджана тоже арестовывают. Вообще в любой стране, у которой есть двусторонние соглашения с Баку, опасно быть критиком режима Алиева. Турция давно в этом списке, поэтому опасения канадского журналиста [Хауэра] абсолютно обоснованны.
Я думаю, что свою роль тут играет проблема энергоресурсов. Зависимость от нефти и газа — вот почему Евросоюз на многое закрывает глаза. В чем разница между Россией и Западом? Россия не требует соблюдения прав человека от властей Азербайджана. Они просто хотят, чтобы политика Баку соответствовала политике Москвы, а что у них там внутри страны творится, российскую сторону не интересует. А европейцы, которые тоже нуждаются в нефти и газе, все-таки вынуждены говорить о правах человека и демократии. И вот тут-то и возникает нестыковка.
То же самое можно сказать и про Украину. У нас был случай, когда в октябре 2017 года журналист, гражданин Нидерландов Фикрет Гусейнли был задержан в Киеве, и его спас случай. Тогда из Баку срочно прилетел полковник МВД Азербайджана с чемоданом денег. Он дал взятки в МВД Украины и в Генпрокуратуре, но пожадничал и часть денег оставил себе вместо того, чтобы заплатить еще и судье Киевского районного суда. Судья обиделась, затянула дело, задержанный позвонил нам, мы тут, в Нидерландах, подняли на ноги МИД и вытащили его. А если бы этот полковник не присвоил деньги? Через день человек оказался бы в Баку. Не знаю, упоминались ли взятки в каких-либо статьях об этом деле, но я прямой участник тех событий и знаю, как было на самом деле».
По словам Юнусова, иностранные журналисты представляют особую опасность для режима в Азербайджане.
«Узнать заранее о том, что ты в черном списке в рамках двусторонних соглашений, невозможно, — только по факту задержания. Канадскому журналисту еще повезло, что его просто депортировали, был бы он французом — обвинили бы в шпионаже или еще в чем-нибудь, потому что у Алиева с французским президентом Макроном плохие отношения. Журналисты для режима — страшные враги, ведь они дают альтернативную информацию. Если журналист съездил в свое время в Нагорный Карабах со стороны Армении и написал объективную статью, то для нашей власти он шпион. Или как минимум представитель армянского лобби и получает от них деньги.
Западным журналистам грозит преследование в первую очередь из-за Карабаха. Но режим расширяет список запретных тем, теперь там и вопрос прав человека. В Азербайджане внимательно отслеживают все выступления политиков и публикации в Европе.
Любая критика режима неприемлема, а уж по какой статье ты пойдешь — зависит от обстоятельств. Когда меня арестовали [в 2014 году], я первым делом поблагодарил следователя за выбор обвинения. Могли ведь арестовать как террориста или мошенника, а арестовали как армянского шпиона. Я бывал в Армении и заранее знал, что буду арестован как армянский шпион. Если ты представитель национального меньшинства, пойдешь как сепаратист. Если суннит — будешь террористом из “Аль-Каиды”, а если шиит, то пойдешь как иранский шпион. Если ты человек светский и молодой, то будешь террористом или хулиганом. А если ты представитель оппозиционной партии — обвинят в попытке госпереворота».
Турецкий политолог Керим Хас рассказал в беседе с The Insider, что любой журналист, писавший критические статьи об Азербайджане, становится нежелательным лицом в Турции, а степень грозящей ему опасности зависит от паспорта и личной известности.
«Если речь об иностранце, турецкие власти могут задержать его на время, но потом, скорее всего, вышлют с последующим запретом посещать сттрану. Если у журналиста, помимо иностранного, есть турецкое гражданство, это может быть для него опасно. А журналист с единственным турецким паспортом вряд ли вообще рискнет писать что-то критическое про Азербайджан или Нагорный Карабах.
В 2017 году в Турции арестовали французского журналиста, и только после активных усилий французских властей отпустили. Немецкий журналист Дениз Юджель, который также имеет турецкое гражданство, около года провел в тюрьме в Турции, он критиковал турецкие власти из-за курдского вопроса. Немецкие власти давили на Эрдогана и добились освобождения Юджеля в 2018 году.
Думаю, задержания журналистов нужны для запугивания, чтобы предотвратить публикацию критических оценок за рубежом. После того, как в прошлом году Азербайджан взял под контроль Нагорный Карабах, азербайджанский режим не терпит уже никакой критики со стороны западных, турецких и любых других журналистов. Потому что Азербайджан не хочет, чтобы на Западе писали о высылке армянского населения из Карабаха как об этнической чистке или геноциде.
Азербайджанские власти в последние годы попросили турецкие власти о том, чтобы в Турции не было критиков Ильхама Алиева. В этом месяце в Баку состоялась международная климатическая конференция COP29, и она прошла на фоне разговоров и публикаций о нарушениях прав человека. Любая критическая публикация про Азербайджан может привести к попаданию в черный список в Турции. Сейчас между Анкарой и Баку отношения углубляются, и режимы у них одинаковые».