Верховный суд Израиля во вторник постановил, что студентов ешив должны призывать в ряды вооруженных сил страны наравне с остальными гражданами и дал распоряжение правительству начать готовить соответствующий законопроект. Верховный суд также запретил государственное финансирование семинарий, учащиеся которых не проходят военную службу.
Служба в армии обязательна в Израиле для юношей и девушек, достигших 18 лет, но ультраортодоксы фактически были освобождены от военной повинности. Этот вопрос давно служит предметом горячих споров между светскими и ортодоксальными политиками страны.
Закон, гарантировавший отсрочку студентам ешив, действовал с 1949 года. В 2017 году Верховный суд отменил его. Фактически после отмены закона правительство Биньямина Нетаньяху регулярно продлевало отсрочки с помощью специальных указов. Теперь делать это будет нельзя.
Израильский военный эксперт Давид Гендельман пояснил The Insider, что в стране сложилась «нездоровая ситуация», когда многие люди не работают и не идут в армию, а просто числятся по месту учебы и «просиживают штаны», лишь бы не идти в войска:
«По закону нет освобождения от службы — только для религиозных женщин. У мужчин есть отсрочка для тех, кто учится в религиозном учебном заведении, и это именно отсрочка на время учебы. Проблема в том, что многие продолжают учиться и учиться — до того возраста, когда его уже не призывают.
Многие люди не работают и не идут в армию, а просто числятся и “просиживают штаны“ — лишь бы не идти в армию. И проблема здесь в том, что они не имеют права и устроиться на работу, потому что если он может вместо учебы работать, то и в армии он может служить. В еврейском обществе никогда не было такого большого количества учащихся. Если бы они не имели отсрочку и служили бы в армии, то сейчас в армии было бы больше на 60 тысяч человек. Очень много лет в израильском обществе звучат голоса о том, что это несправедливо. Речь идет именно об ультраортодоксальных кругах вроде литваков и хасидов, которые боятся нарушить образ жизни — в светской армии есть контакты с женщинами, форма одежды и недостаточно кошерная еда, что их сильно пугает. У ультрарелигиозных партий достаточно много мандатов, и до сих пор не получалось провести законодательство на эту тему. Без них создать коалицию достаточно сложно, а они требуют, чтобы их дальше не трогали и не призывали в армию, а кто им этого не даст, с теми они не пойдут в коалицию. Те, кто против этого, действовали через Высший суд справедливости и пришли к тому, что эти практики несправедливы. Сейчас надо призывать в районе трех тысяч».
По мнению эксперта, ультраортодоксальные призывники в ЦАХАЛ особо не нужны:
«На самом деле они армии особо не нужны, но армия этого вслух не скажет. Если бы они сами добровольно пошли, то им бы, как и другим призывникам, нашли бы место в армии и нашли бы, куда их приставить. В ультрарелигиозных учебных заведениях слишком мало изучают общеобразовательные предметы — они не знают английский и математику, то есть ни на что нормальное и более-менее продвинутое в армии их ставить нельзя. Кроме того, у многих из них и по здоровью есть проблемы.
Тем не менее, часть из них идет добровольно — несколько сотен — и их находят, куда пристроить. Кто служил в израильской армии, тот знает, что если кто-то реально служить не хочет, то он не будет служить, а максимум посидит в военной тюрьме и выйдет. Это не проблема одного призывника, а десятки тысяч, за которых выходят массовые демонстрации со стычками с полицией и поджиганием мусора. Кроме того, несколько политических партий усиленно бьются за то, чтобы ультраортодоксальных не призывать, поэтому желательно добиться компромисса, потому что эти десятки тысяч заловить военной полицией физически невозможно. Надо искать варианты, и сейчас Высший суд справедливости в очередной раз требует от правительства принять закон на эту тему, чтобы призывали около трех тысяч в год. То, что происходит сейчас, — это незаконно. Но чтобы принять закон, нужно соответствующее количество голосов в Кнессете, поэтому очень много десятилетий эта тема кругами ходит».
Он добавил, что для ультраортодоксальных призывников создадут особые условия службы. По словам собеседника The Insider, в ЦАХАЛ уже есть подразделения, где служат ультраортодоксальные евреи, и там нет женщин даже на вспомогательных должностях:
«Им <ультраортодоксальным евреям — The Insider> сложно бывает контактировать с женщинами каждый день, плюс, там усиленное правило кошерности пищи. Еще есть дополнительные уроки Торы, то есть в этих подразделениях более высокий религиозный уровень, чем в обычных подразделениях. Соблюдение религиозных правил в обязательном порядке действует по всей армии, потому что иначе даже обычные религиозные затруднятся служить, — из-за чего сама армия становится всё более религиозной. Есть люди, для которых главное — это чтобы ультраортодоксы пошли служить».