Премьер-министр Нарендра Моди, лидер партии «Телугу Десам» Чандрабабу Найду и лидер партии «Джаната дал» Нитиш Кумар. Фото: PTI.
В Индии правящая «Бхаратия джаната парти» (БДП), потерявшая после выборов абсолютное большинство в парламенте, начала формирование коалиционного правительства. Как сообщает Reuters, представители региональных партий «Телугу Десам» и «Джаната дал» потребовали у премьер-министра Нарендры Моди места в правительстве и больше денег для своих регионов (штатов Андхра-Прадеш и Бихара).
Источники агентства в Национально-демократическом альянсе (БДП и небольшие партии-союзники) и в «Телугу Десам» сообщили, что обе региональные партии потребовали предоставить их родным штатам особый статус в составе Индии. Этот статус позволяет получить больше средств из региональных фондов развития на более простых условиях. Бихар, расположенный на северо-востоке Индии, на границе с Непалом, считается самым бедным штатом страны. Расположенный на юго-востоке Андхра-Прадеш потерял часть своих ресурсов после того, как в 2014 году из его состава был выделен новый штат — Телангана.
Моди необходимо заручиться поддержкой «Телугу Десам» и «Джаната дал», которые в сумме получили 28 мест, поскольку, если они решат разорвать союз, у Национально-демократического альянса не наберется необходимого числа мест в парламенте (272) для формирования правительства.
Как рассказал The Insider регионовед и специалист по Южной Азии, беседовавший на условиях анонимности, разочарование избирателей в БДП объясняется отсутствием прогресса в решении экономических проблем, а также недостойным поведением Моди в ходе избирательной кампании.
«Главный результат этих выборов заключается в том, что „Индийский национальный конгресс” сумел серьезно нарастить свое присутствие в парламенте и вместе с союзниками набрал почти половину мест, а БДП показала худший результат за последние три электоральных цикла, что стало неожиданностью для Нарендры Моди и многих членов его партии.
У произошедшего есть несколько причин. Во-первых, индийская экономика развивается недостаточно быстро, что приводит ко множеству других проблем. С одной стороны, мы видим быстро развивающийся сектор IT, химическую и автомобильную промышленность, но, с другой стороны, эти отрасли уже не требуют такого количества рабочих мест, как раньше. Рост этих секторов не приводит к быстрому улучшению уровня жизни широких масс. Беднейшее население никаких плюсов не ощущает, потому что основная проблема — создание большого количества рабочих мест — не решается.
Во-вторых, против Моди сыграло то, что он решил опираться на религиозный фактор. Это привело к серьезному расколу в индийском обществе между мусульманами и индуистами. Еще существует проблема так называемых низших каст. Около 68% индийцев причисляются к низшим кастам, а правящий слой состоит из представителей высших. Хотя кастовое деление и дискриминация законодательно запрещены и формально существует система положительной дискриминации, когда низшим кастам предлагается определенное количество мест в парламенте и в учебных заведениях, реального представительства в парламенте они не получают.
В-третьих, Моди и правящая партия провели чудовищную избирательную кампанию и использовали административный ресурс для давления на оппозицию. У многих представителей „Индийского национального конгресса” были арестованы счета, ее лидер Рахул Ганди попал в тюрьму по обвинению в клевете. Кроме того, Моди издевался над оппонентами, говорил чудовищные вещи. Оскорбления звучали в прессе, и это заканчивалось только предупреждениями — никого не штрафовали и не наказывали.
Самое главное, что в Индии сохранился механизм демократических выборов. Несмотря на авторитарность Моди и его дикие заявления о божественном предназначении, его альянс потерял около 60 мест».