Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Признавая государственность Палестины, Европа подталкивает Израиль к мирным переговорам — арабисты Беленькая и Сулейманов

The Insider

Признание европейскими странами государственности Палестины означает, что Израиль проиграл информационную войну, считают опрошенные The Insider арабисты. Пока что в качестве государства Палестину признали только две страны — Норвегия и Ирландия, однако это все равно удар по Израилю и его основному союзнику — США.

«Признание государства Палестины — это инструмент давления на Израиль»

Востоковед Марианна Беленькая:

«Палестина признана как страна-наблюдатель в ООН, и совсем недавно ее полномочия там были расширены. Одновременно в последнее время активизировался процесс признания Палестины как государства со стороны многих членов международного сообщества. Но все это не делает Палестину полноценным государством. Палестина расколота на несколько территориальных анклавов: сектор Газа и Западный берег реки Иордан. Палестинская национальная администрация (ПНА), которая базируется в Рамалле, контролирует только часть территории на Западном берегу. Сектор Газа, несмотря на месяцы войны с Израилем, по-прежнему контролирует движение ХАМАС и этой властью пока делиться не собирается. Кроме того, учитывая, что именно через Израиль в Палестину поступает основной поток товаров, идет выделение средств, а также поставки воды и электричества, говорить о палестинской независимости без договоренностей с еврейским государством невозможно.
Поэтому на данный момент признание Палестины европейскими странами — это их выражение поддержки идеи мирного процесса, результатом которого должно стать сосуществование еврейского и арабского государств, Израиля и Палестины. То есть они признают то, что еще не существует и неизвестно когда появится, так как израильские власти не готовы сегодня обсуждать идею палестинского государства. Другими словами, признание государства Палестины — это инструмент давления на Израиль.
Со своей стороны, в Израиле рассматривают эти признания как награду террористам, такой подарок ХАМАСу. То есть ХАМАС атаковал 7 октября Израиль, спровоцировал новый виток противостояния, а в итоге добился того, что официальные палестинские власти в Рамалле не могли сделать на протяжении многих лет, — вернуть вопрос о государстве Палестина в международную повестку».

Востоковед Рустам Сулейманов:

«С одной стороны, это выглядит как формальность, но с другой стороны — из цепочки международных признаний Палестины складывается международное общественное мнение, и в самом Израиле признают, что еврейское государство проигрывает информационную войну. В том числе благодаря таким жестам со стороны западных стран палестинцы утверждают с разных трибун, что они правы. Есть и другой аспект, который касается деятельности ХАМАС. Сейчас палестино-израильский конфликт невозможно не рассматривать через призму того, что совершили боевики ХАМАС.
Конечно, в Израиле на это смотрят так: поддерживая независимость Палестины, вы оправдываете зверства ХАМАС. Для еврейского государства такое решение в этот момент неприемлемо. В Вашингтоне тоже не рады такому решению, потому что это подчеркивает тот факт, что ХАМАС совершил все правильно. Кроме того, это указывает на то, что не все готовы действовать в русле Вашингтона. Западный мир не един в поддержке Израиля, так что пусть символический, но все же удар нанесен по имиджу Израиля и его союзника, США.
Террористы ХАМАС с телом Шани Лук 7 октября 2023 года. Девушку убьют и обезглавят
С международной точки зрения это не делает Палестину полноправным членом ООН. Для этого должно состояться голосование в Совете безопасности ООН. Такие голосования уже проводились, но каждый раз свое вето накладывали США. Каждый раз, когда возрастает число государств, признающих независимость Палестины, США становится все сложнее лавировать. Мы это видели на примере призывов к прекращению огня. США накладывали вето в Совбезе на проекты резолюции по прекращению огня, но 25 марта ситуация изменилась: Вашингтон впервые не использовал право вето, не голосовал, и была принята резолюция о призыве к немедленному прекращению огня в секторе Газа.
Это был серьезный удар по имиджу Израиля. Неровен час, благодаря таким актам со стороны стран Запада США могут вновь воздержаться от права вето и могут позволить пройти резолюции, признающей Палестину полноправным членом ООН. На сегодня порядка 150 стран из 193 членов ООН признают независимость Палестины, но без полноправного членства. В нашей системе международных отношений говорить о полноправной независимости Палестины пока преждевременно.
Почему это решение принято именно сейчас? Я думаю, что это связано с внутренней динамикой в каждой из конкретных стран. Мы видим, как меняются общественное мнение, настроения, как активно протестуют студенты, выходят на митинги с палестинскими флагами, и власти западных стран не могут этого не учитывать. Испания изначально не занимала произраильской позиции, открыто критиковала Израиль. Это делали Испания и Бельгия, они не соглашались с тем, что делал Израиль в секторе Газа. В случае с Испанией это вылилось еще и в признание независимости Палестины, а бельгийский сенат уже и так давно за это голосовал.
Такие решения свидетельствуют о том, что международные общественные настроения меняются. В самом Израиле признают, что еврейское государство проигрывает информационную войну. Это можно объяснить чисто демографически, потому что арабов больше во всем мире. Это один из факторов, объясняющих, почему в западных странах так широка поддержка Палестины.
Я бы добавил еще, что для Израиля такая поддержка независимости Палестины рассматривается именно так, что западные страны, признающие независимость Палестины, таким образом признают ХАМАС и легитимизируют зверства боевиков 7 октября. Для Израиля это неприемлемо, и он никогда не согласится с таким решением. Сейчас правительство Израиля состоит из крайне правых политиков вроде Итамара Бен-Гвира и Бецелеля Смотрича, которые считают, что палестинцам нужно отказать в их праве на независимое государство и что Израиль имеет все основания занять территорию западного берега и сектор Газа.
Это меняет в корне расклад сил на переговорах. Одно дело, когда Израиль беседует с представителями организации, которая борется за независимость Палестины, и совсем другое дело, когда это представители полноправного члена ООН, который имеет право голоса, право участия во всех процедурах, Генассамблее и может быть избрано непостоянным членом Совбеза ООН. С точки зрения дипломатии это будет большим прорывом для палестинцев и удар для Израиля, потому что в Израиле есть политические силы, которые не признают права палестинцев на собственное государство и считают, что Израиль имеет все основания претендовать и на территорию сектора Газа, и на территорию западного берега реки Иордан».

Может ли Палестина функционировать как независимое государство?

Марианна Беленькая:

«Даже если де-юре статус Палестины меняется, это ничего не меняет с точки зрения ситуации на земле. На данный момент государство Палестина не дееспособно, не может выжить без международной помощи. Но главное, государство не может функционировать в состоянии раскола властей и не решенных вопросов с Израилем — от безопасности до экономики».

Рустам Сулейманов:

«Что нужно Палестине, чтобы функционировать как самостоятельное государство? Это вечный вопрос, который могут решить только палестинцы. Им нужно договориться между собой, и этого не получается почти столько же, сколько существует палестинский вопрос. В этом движении огромный раскол и линия раздела — это ХАМАС со всеми остальными сторонниками вооруженного сопротивлению Израилю и умеренное движение „Фатх“, которое до войны настаивало на переговорах с Израилем.
Разрушения в Газе после израильских обстрелов. 10 октября 2023 года
Казалось, что в последние годы ХАМАС полностью маргинализирован, что силовые методы остались в прошлом и что должна восторжествовать дипломатия, особенно на фоне сближения Израиля с целым рядом мусульманских стран. Венцом этого должно было стать соглашение с Саудовской Аравией в конце 2023 года. Но вот ХАМАС полностью перевернул эту шахматную доску, и теперь непонятно, кто будет представлять палестинцев, потому что выборы на палестинских территориях не проводились с 2006 года. Сейчас есть президент Махмуд Аббас, которому уже под 90 лет и который правит с 2005 года, хотя его избирали на четырехлетний срок. И вот этот раскол пока непреодолим.
Палестинцы сами не могут ответить на вопрос о том, как все это преодолеть. Помимо палестинских противоречий, есть еще и проблема оккупации, потому что если мы посмотрим на резолюцию 242 от 1967 года, то там есть прямой призыв Израилю вывести свои войска со всех оккупированных территорий. Последние десятилетия мы, напротив, наблюдаем, как активно Израиль ведет поселенческую политику на западном берегу. С точки зрения ООН, Газа — это тоже оккупированная территория, потому что морское и воздушное пространство находится сейчас под контролем Израиля, не говоря уже о блокаде. Пока оккупация не будет прекращена, пока палестинцы не обретут полный контроль и суверенитет над границами 1967 года — до этого момента мы не можем говорить о палестинском государстве с суверенитетом и границами».