Вынужденная посадка Airbus A320 «Уральских авиалиний» 12 сентября 2023 года в пшеничном поле под Новосибирском произошла в результате множественных нарушений и ошибок, допущенных экипажем. Об этом говорится в рекомендациях Росавиации, которая окончательно завершила расследование летного инцидента. Ошибки экипажа привели к нехватке топлива при уходе на запасной аэродром, пишут «Известия» со ссылкой на документ.
Причинами недостаточной подготовки пилотов к действиям в усложненной ситуации ведомство назвало «недостатки в обеспечении безопасности полетов, в организации летной работы и профессиональной подготовки членов летных экипажей в авиакомпании».
По результатам расследования комиссия рекомендовала «Уральским авиалиниям» в числе прочего рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям лиц, ответственных за обеспечение безопасности полетов. Речь идет про двух заместителей гендиректора Сергея Скуратова: летного директора Сергея Глазкова и директора по качеству Алексея Фомина, в авиакомпании они работают уже 31 и 24 года соответственно. Решение об их увольнении или сохранении должностей будет принимать Совет директоров авиакомпании, пишут «Известия», ссылаясь на пресс-секретаря «Уральских авиалиний» Веру Гасникову.
При этом у их коллег, также пилотов «Уральских авиалиний», которые посадили самолет в кукурузном поле в 2019 году, не было таких проблем. Напомним, тогда ситуацию быстро растиражировали в СМИ, и Владимир Путин сразу же под камеры наградил пилотов медалями — до проведения какого-либо расследования. Командиру судна Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину присвоили звание Героев России, остальных членов экипажа наградили орденами Мужества. Вскоре об их героизме был снят фильм.
Позже многие авиаэксперты сошлись во мнении, что и в том случае пилоты совершили во время полета ряд серьезных ошибок. Разница в подходе связана с тем, что это уже вторая ситуация у «Уральских авиалиний», и если в первый раз многочисленными наградами и позитивной оглаской решили защитить руководство компании, то в этот раз так сделать уже не получилось, пояснил The Insider российский пилот гражданской авиации, летчик первого класса, капитан А320 Андрей Литвинов:
«Чтобы уйти от ответственности, руководство компании в первом случае стало улюлюкать в честь пилотов. Стали рассказывать всем журналистам, какие эти пилоты герои, как они всех спасли. Во втором случае это тоже было, разница только в том, что в первом случае это прокатило, а во втором нет. Тут тоже хотели отмазать пилотов, просто не получилось, и „Росавиация“ забраковала их расследование, создала новую комиссию. Потому что уже явно какие-то перегибы все почувствовали. Обе ситуации одинаковы: неумение командира летать.
В первом случае командир вогнал самолет в такой режим, что самолет стал спасать сам себя. Из-за неумелых действий командира упала скорость, и самолет вошел бы в штопор, если бы не стояла система защиты. Вот до чего он машину довел. Сработала автоматика, самолет опустил нос и стал разгоняться, и тут уже ничего не зависело от командира. Поскольку высота была маленькая, они шлепнулись куда бог послал — в кукурузное поле. Вот так это все было. Причина? Забыли убрать шасси и неумелые действия командира.
Во втором случае думали, что убрали шасси, а на самом деле они не убрались. Естественно, стали смотреть остаток топлива по компьютеру, а компьютер считает топливо без учета выпущенного шасси. Оба случая объединяет ошибка отсутствия шасси — в первом случае забыли убрать, а во втором случае думали, что убрали».