Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Израильский обозреватель Павел Вигдорчик: «До этого Израиль говорил с ХАМАСом. Сейчас речь может пойти об уничтожении власти ХАМАСа»

The Insider

Боевики ХАМАС практически без проблем смогли попасть на территорию Израиля утром 7 октября и захватить несколько населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости к сектору Газа. Как рассказал в интервью The Insider израильский журналист, для Израиля это нападение стало шоком, сопоставимым с Войной Судного дня, 50-летие которой отмечалось буквально накануне.

Вигдорчик напомнил, что война Судного дня точно также началась с провала израильского политического и военного руководства, которые проглядели возможности для атаки. «Так же нынешнее политическое и военное руководство, немножко убаюканное тишиной на южном направлении, пропустило то, что ХАМАС очевидно готовил эту операцию довольно давно», – говорит он.

По словам журналиста, Израиль долгие годы относился к ХАМАСу больше как к государственному образованию, чем к террористической группировке, потому что до последнего времени ХАМАС вел себя «как рациональный игрок»:

«ХАМАС вел себя как игрок, который неприемлемо относится к Израилю, отрицает его право на существование, но в то же время поддерживающий какой-то модус операнди, в который не входило то, что произошло сегодня. То есть де факто ХАМАС находился с Израилем в состоянии перемирия. С соглашения Израиля в сектор Газа поступала гуманитарная помощь, поступали деньги от Катара на выплату пособий и зарплат».

Сейчас, отмечает Вигдорчик, главная опасность для Израиля — что из сектора Газа конфликт перекинется на Западный берег, и еще более опасно, что он перекинется на Ливан и на северную границу, а на севере, по его мнению, террористическая группировка «Хезболла» уже готовится к нападению:

««Хезболла» гораздо более масштабная и влиятельная группировка, чем ХАМАС. По сути, она подчинила себе ливанское государство. Боевики «Хезболлы» обладают большим опытом военных действий в Сирии. И конечно, в большей степени Израиль беспокоит северная граница, чем так называемые «территории». Речь идет о том, что Израиль называет Иудеей и Самарией, а весь остальной мир называет Западным берегом.
Вероятность нападения на них, конечно, есть, потому что на Западном берегу идет постоянная борьба между палестинской администрацией, по сути, ФАТХом, и ХАМАСом. Если бы там состоялись демократические выборы, то победил бы на них, скорее всего, ХАМАС. ХАМАС объявил, что речь идет о войне за освобождение мечети Аль-Акса — она, естественно, гораздо ближе к Иудее и Самарии и Иерусалиму, даже чем сектор Газа, — поэтому такая опасность, безусловно, есть».

Сейчас многие упрекают Израиль в том, что он пропустил это нападение, но Вигдорчик напоминает, что это не первый случай, когда государства пропускают подобные атаки. Есть довольно много примеров из истории, отмечает он, например Перл-Харбор и начало операции «Барбаросса», да и уже упоминавшаяся Война Судного дня 1973 года:

«Безусловно, речь идет об очень серьезном провале военной разведки, израильских спецслужб и, очевидно, политического руководства. И скорее всего, после того, как эта война закончится, будет создана либо правительственная, либо государственная комиссия по расследованию обстоятельств случившегося. Но сейчас об этом говорить преждевременно, потому что сейчас самое главное — это, конечно, освободить захваченные израильские территории и нанести очень мощный ответный удар по ХАМАСу и по сектору Газа».

После утреннего нападения на Израиль Европейский совет признал право государства на защиту. Европейские страны не первый раз говорят об этом прямо, отмечает журналист, Вторая ливанская война, начатая после вторжения группы боевиков «Хезболлы» в районе северной границы, тоже, в значительной степени, пользовалась признанием и объявлялась с согласия международного сообщества.

Это не уникальный случай, но, конечно, в этой ситуации обстоятельства гораздо более серьезные, отмечает журналист: речь идет фактически о масштабном вооруженном вторжении на территорию Израиля, о захвате населенных пунктов и о гибели, судя по всему, десятков мирных жителей. Также речь идет о пленении десятков мирных жителей. ХАМАС заявил, что в его руках находится более 50 граждан Израиля, среди которых есть и мирные жители.

Сейчас основное решение на повестке дня израильского правительства — что делать с ХАМАСом, поясняет журналист:

«Израиль долгие годы избегал наносить удары по политическому руководству ХАМАСа. Была полемика о том, выгодна или невыгодна Израилю власть ХАМАСа в Газе, потому что, в принципе, ХАМАС, будучи, по сути, сувереном Газы, был ответственным и за то, когда в Газе что-то происходило. И с ним можно было об этом говорит, пусть и через посредников — через Египет, через Катар, но эти каналы действовали постоянно. Фактически Израиль говорил с ХАМАСом. Сейчас, очевидно, речь может пойти об уничтожении власти ХАМАСа в Газе, потому что произошедшее — абсолютно неприемлемо. И ХАМАС должен заплатить за это неприемлемую для него цену».