Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Яндекс.Музыка» вводит «новые рекомендации для контента». По сути это автоматизация цензуры — Роскомсвобода

The Insider

«Яндекс.Музыка» собирается ввести «новые рекомендации для контента», разработанные для создания «комфортной и безопасной среды», сообщается в пресс-релизе компании. Контент будет проверяться как с помощью средств машинного обучения, так и вручную.

При этом фильтроваться будут «чувствительные темы», способные доставить «дискомфорт» слушателю. По итогу проверки контент может быть снабжен пометками об ограничении по возрасту, исключен из рекомендательной системы сервиса или удален. Ее алгоритм для компании поможет составить экспертный совет при Научно-учебной лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ.

Глава юридической практики Роскомсвободы Саркис Дарбинян в беседе с The Insider, оценивая пресс-релиз компании, сказал, что теперь официальная цензура, которая внедрена в России на уровне Роскомнадзора и Реестра запрещенной информации, вероятно, будет внедрена и в рекомендательный сервис «Яндекса»:

«Я боюсь, что всё это нанесет ущерб многим артистам, в том числе тем, кому запрещают гастролировать. Им будет запрещено размещаться на стриминговых сервисах, либо их творчество будет подавляться алгоритмами, которые разрабатывались изначально вовсе не для этой цели.
По сути это автоматизация цензуры. Есть большие опасения, что под эту автоматизацию попадет множество артистов — ”иностранных агентов”, а также множество артистов, которым запрещен по факту доступ к российскому рынку, но не запрещен де-юре. И, конечно, это коснется огромного количества артистов, которые числятся в разного рода перечнях, в том числе [в перечне] экстремистской информации.
Эти списки мы уже видели. В них есть музыканты от группы «Каста» до Шевчука, часть из которых уже, по сути, лишились доступа к российской сцене. И конечно, то, как их рекомендует сервис, может регулироваться алгоритмами. Учитывая то, что они закрытые, и ни у кого к ним нет доступа, нам остается только проверить на деле, как это будет работать.
В итоге мы можем получить нейронную сеть, которая будет кормить нас конкретными данными и конкретным контентом. Поэтому, естественно, это имеет большое влияние на свободу информации и на доступ к результатам творчества тех или иных артистов со стороны.
Слава богу, пока есть выбор, пока есть другие платформы. Даже несмотря на различные ограничения, многие пользуются тем же Spotify. Есть и другие музыкальные и подкаст-сервисы, где работают более справедливые рекомендательные алгоритмы, к которым привыкли пользователи».

Представительница пресс-службы «Яндекса» Нино Донадзе так прокомментировала для The Insider пресс-релиз компании о разработке контентной политики:

«Наличие контентной политики у музыкальных стриминговых платформ — это распространенная мировая практика. Подобная политика есть у Spotify, TikTok и Apple Music. До этого у ”Яндекс.Музыки” не было контентной политики и не использовалось машинное обучение для таких целей, поэтому мы совместно с Ассоциацией музыкальной индустрии (АМИ) разработали рекомендации для контента на музыкальных сервисах».

При этом Донадзе оставила без ответа вопрос The Insider, о каком «неэтичном» и «чувствительном» контенте идет речь в пресс-релизе, а также входят ли в эту категорию композиции с антивоенной тематикой.