Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Bloomberg: Россияне перешли в режим перманентной экономии

The Insider

Война в Украине вынудила россиян войти в режим «перманентной экономии» — граждане продолжают сокращать потребительские расходы, экономят на товарах повседневного спроса вроде одежды и даже на еде. Более того, агентство утверждает, что в России начались серьезные проблемы с качеством предложения — найти достойную альтернативу вещам западных брендов, которые покинули Россию, становится сложно, а порой и невозможно. Об этом пишет агентство Bloomberg со ссылкой на статистику потребления и опрошенных россиян.

Агентство сравнивает нынешнюю ситуацию с 2014 годом после аннексии Крыма, когда наблюдалось резкое и длительное падение потребительских расходов из-за падения реальных доходов населения. Bloomberg отмечает, что на потребительский сектор приходится около 50% российской экономики, и хотя президент России Владимир Путин говорит о возобновлении роста, ожидать его в 2023 году не стоит. Аналитик «Финама» Ольга Беленькая отмечает, что розничная торговля — главный пострадавший сектор российской экономики в 2022 году.

В качестве примера агентство приводит историю Ларисы Руденко, 45-летней домохозяйки из Воронежа, которая жалуется, что поход за вещами для дочери-подростка стал «невозможным» — из-за исхода западных брендов найти доступную и приемлемую для девочки одежду стало затруднительно. Она же сетует на снижение доходов, из-за чего выбор между одеждой и продуктами питания становится крайне сложным.

«Вы просто не знаете, куда идти. Может быть, со временем откроется больше магазинов, и мы найдем замену», — говорит Руденко.

Эксперты полагают, что подобные проблемы несколько контрастируют с хорошим перфомансом российской экономики в 2022 году — ВВП по итогам года упал всего лишь на 2,1%, что чуть ли не в 10 раз лучше, чем многие экономисты прогнозировали сразу после вторжения России в Украину. При этом после панических покупок в марте 2022 года потребление падало практически весь год и, скорее всего, продолжит падать в 2023 году, полагает агентство.

Статистика, которую опубликует Росстат в среду, снова покажет резкое падение розничных продаж. По итогам января, как утверждает агентство, оно рухнет на 10,7%, продолжая негативную динамику 10-й месяц подряд. Аналитики отмечают, что нынешний цикл падения уже превысил пандемийный обвал и вряд ли остановится в ближайшее время. Беленькая отмечает, что в 2022 году розничная торговля продемонстрировала свой рекордный минус с 2015 года, сократившись в реальном выражении на 6,7%.

«Уровень жизни россиян достиг пика в 2014 году и так и не восстановился. Санкции сократили оборот розничной торговли в 2022 году на 10,5%, отбросив его назад более чем на 10 лет. Перспективы для потребителей примерно такие же, поскольку ожидается, что правительство постепенно вернется к ограничению импорта, чтобы поддержать местную промышленность», — считает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.

Обвал розничной торговли угрожает торговым центрам, которые пока не могут найти альтернативные компании, чтобы заменить ушедшие. Площади простаивают, а около 50% торговых центров уже заявили, что им грозит банкротство в случае, если вместо ушедших брендов не придут новые. Агентство отмечает, что меры правительства по сдерживанию экономического удара не доходят полноценно до простых россиян — люди становятся всё более бережливыми и переходят к «перманентной экономии». Понимая суровые перспективы, многие россияне перестали брать краткосрочные займы, объем которых в прошлом году упал даже в номинальном выражении.

Тенденцию на жесткую экономию подтверждает статистика продаж одного из крупнейших ритейлеров России — группы компаний X5 Retail Group (бренды «Пятерочка», «Перекресток» и др.). Специально запущенный «супердискаунтер» под названием «Чижик» продемонстрировал рост продаж в 12 раз за год, а количество магазинов сети выросло в 7 раз. Тем не менее, компания в своем отчете опасается, что отток населения станет дополнительным фактором снижения потребительского спроса в 2023 году, еще один фактор — ограниченное предложение со стороны российского производителя.

Руденко подтверждает опасения X5, она признает, что стала больше экономить на дорогих пищевых продуктах, вроде кофе. По ее словам, семья либо вовсе не покупает такие товары, либо берет со скидкой или более дешевые альтернативы. Однако базовая корзина, куда входят, например, молоко, яйца и хлеб, пока осталась без изменений, говорит жительница Воронежа. Агентство Bloomberg писало, что смягчить последствия просадки в розничной торговле частично помогли смерти россиян, за которые родственники получали компенсации от государства. Более того, правительственные выплаты привели к сокращению числа бедных в стране.