Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Россия решила главную проблему угольной промышленности и нарастила экспорт

The Insider

Рост мирового спроса на уголь стимулировал решение проблемы с логистикой в российской угольной отрасли. Перестроены поставки через северо-западные порты страны, что позволило частично снизить нагрузку на железную дорогу. Угольщики нарастили прибыль. Об изменении статус-кво пишет «Коммерсантъ», хотя еще недавно отрасль была на грани выживания из-за снижения спроса и санкций Запада.

Российским компаниям удалось найти судна и транспортировщиков, которые готовы перевозить российский уголь, этому поспособствовал рост спроса на топливо, в том числе в Азии, разогнавший цены на уголь. Экспорт начал восстанавливаться еще в конце прошлого года, отмечает замгендиректора ОАО РЖД Алексей Шило. При этом темпы восстановления превышают довоенные: в сравнении с январем 2022 года объемы поставок в северо-западные порты подскочили на 32,9%.

«Угольщики провели большую работу и смогли в третьем-четвертом кварталах решить логистические сложности, связанные с поиском судов, с выбором оптимальных точек поставок», — рассказал Шило.

Представители рынка отмечают, что основные покупатели — это Марокко, Турция, Израиль, а также Индия и Китай. Многие из них покупают российское топливо, чтобы смешать его с другими сортами, после чего перепродают его в европейские страны, которые ввели эмбарго на российский уголь еще в августе. Тем не менее, проблема затоваривания и невозможности отправить уголь в Китай напрямую по Восточному полигону всё еще не решена ввиду высокой загруженности маршрута. С аналогичными проблемами угольщики сталкиваются и на Южном полигоне. Решение проблем хотя бы на одном из направлений поможет значительно снизить давление на отрасль и увеличить объемы поставок.

При этом экспортеры отмечают снижение цен на транспортировку угля даже в условиях санкций. В настоящий момент уголь торгуется на уровне $167 за тонну, для российских компаний цена безубыточности в текущих реалиях составляет примерно $150 за тонну. В пользу реэкспорта российского угля в Европу играют рыночные условия — кроме Австралии, у России нет крупных конкурентов на этом рынке, поэтому топливо останется востребованным, считают опрошенные изданием аналитики.

До конца 2022 года российская угольная промышленность сталкивалась с небывалыми проблемами: европейское эмбарго перекрыло доступ российского угля на свой рынок и вынудило экстренно искать альтернативные маршруты поставок. Избыток угля привел к пробкам на железной дороге — мощности восточных Транссиба и БАМа не позволяли удовлетворить спрос угольщиков из-за наплыва поставок других товаров, которые также лишились европейского рынка.