Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Два самолета с вмятинами 10 лет выполняли пассажирские рейсы по России. Заметили это только сейчас

The Insider

Два советских самолета Ан-26, которые сейчас выполняют пассажирские рейсы по маршруту Кострома — Санкт-Петербург, десять лет летали с крупными вмятинами, но инспектирующие ведомства этого не замечали. Инспектора Ространснадзора увидели повреждения лишь в ходе недавней проверки «Костромского авиапредприятия». Об этом сообщает Telegram-канал «Авиаторщина» со ссылкой на закрытую документацию ведомства. Администрация канала сообщила The Insider, что документы есть в ее распоряжении, однако отказалась их показать.

Всего в авиапарке «Костромского авиапредприятия» четыре таких самолета, вмятины обнаружили на двух из них. Сейчас они выполняют рейсы между Костромой и Санкт-Петербургом три раза в неделю.

На самолете RA-26113, которому почти 40 лет, были замечены две вмятины, пишет «Авиаторщина». Первая — на нижней правой части воздухозаборника левого двигателя АИ-24 украинского производства, ее размер — 100 х 80 мм и глубина — до 7 мм. А вторая — на носке правой половины стабилизатора — 100 х 25 мм и в глубину — до 7 мм.

Самолет был куплен предприятием уже с вмятинами, сообщает Telegram-канал, в 2016 году у авиакомпании «Ямал». В лист учета состояния обшивки планера самолета вмятины были внесены в конце мая 2010 года и начале ноября 2012-го.

Второму самолету RA-27210 45 лет, на нем была обнаружена вмятина размером 150 х 170 мм и глубиной до 30 мм — на нижнем обтекателе бокового рельса, расположенного перед рампой. По эксплуатационной документации разработчика с такими повреждениями летать нельзя. Ространснадзор запретил этим самолетам выполнять полеты до устранения повреждений.

Также у Ространснадзор выяснил, что из 15 пилотов почти половина не проходила необходимую подготовку, в том числе тренажерную. Кроме того, не в полном объеме были пройдены квалификационные внутренние проверки.

Проверять «Костромское авиапредприятие» Ространснадзор начал после недавнего падения вертолета санавиации Ми-2 в Костроме. На борту было пять человек. По предварительным данным, в ходе инцидента погиб один человек — 67-летний пациент, которого эвакуировал вертолет, а два фельдшера и два пилота получили травмы.

Как пояснил The Insider анонимный авиационный эксперт, эксплуатировать воздушное судно с подобными повреждениями обшивки — это угроза безопасности полетов.

«Во-первых, при нарушении геометрии обшивки во время полета возникнет нарушение обтекаемости воздухом, будет создаваться лишнее сопротивление, и самолету потребуется больше топлива, что также увеличит выбросы в атмосферу. Во-вторых, если вмятина будет очень сильной, то целостность обшивки будет под угрозой — там, со временем, могут появиться микротрещины или даже сквозные повреждения, что может запросто привести к уже полному разрушению обшивки в этом месте. Усталостное разрушение материала в данном случае никто не отменял, а это чревато самыми плохими последствиями. В-третьих, в случае повреждения обшивки могут быть повреждены какие-либо элементы крепления, узлов, агрегатов, проводка под обшивкой и прочее. Если это деформация обшивки мотогондолы, то возможно повреждение силовой установки, если это обшивка фюзеляжа, то там могут быть повреждения элементов системы управления, проводки, топливной системы и так далее.
Пока ты не снимешь этот фрагмент обшивки и не посмотришь, есть ли там внутри повреждения, ты не поймешь, насколько это критично. Эксплуатировать самолет с серьезными повреждениями обшивки в принципе нельзя. Если обшивка промята на несколько сантиметров, то мало ли что там могло повредиться, как в самой обшивке, так и внутри самолета. Это довольно критичные повреждения, с ними нельзя эксплуатировать самолет. И то, что авиакомпания летала годами с такими повреждениями обшивки — это просто преступление».

Второй авиаэксперт также отметил, что в подобных вмятинах может образовываться больше льда, это станет проблемой для противообледенительной системы. Также он отметил, что вопросы стоит задать также инспекторам Ространснадзора, которые десять лет проводили осмотры, выдавали сертификаты летной годности, но вмятины заметили только после падения вертолета эксплуатирующей авиакомпании.

«По факту вмятины не критичны для немедленной остановки полетов по соображениям безопасности. Но такие повреждения нужно устранять если не при первой возможности, то, как минимум, в рамках плановых ремонтов. Любое повреждение внешней обшивки — это по меньшей мере потенциальная угроза. Сама по себе она может и не проявлять себя как опасный фактор, а вот с сочетании с другими факторами [может] привести к трагедии. Например, во вмятине на крыле может образоваться больше льда, чем обычно, и система противообледенительная уже не справится с ним вовремя. Или этот больший, чем должен быть, кусок льда после отделения от самолета может повредить элементы рулей высоты и так далее. Поэтому в руководстве по эксплуатации написаны допустимые значения повреждений. Почему их только сейчас решили устранить — тут вопросов больше к инспекторам, которые в течение 10 лет проводили регулярные осмотры и выдавали сертификат летной годности на этот мятый самолет».