Сотрудники российских спецслужб применяют новые практики экономического шпионажа во Франции, пишет Le Monde. Они вербуют молодых инженеров через доски объявлений о работе. По информации издания, сотрудники Службы внешней разведки РФ связываются с молодыми специалистами, которые еще не обладают хорошим заработком, поэтому вынуждены работать репетиторами. Так, крупнейший во Франции сайт с такими объявлениями — Leboncoin — стал площадкой для сбора информации российскими сотрудниками СВР.
Как сообщает издание, российская разведка нацелена на выпускников лучших французских школ или молодых специалистов, которые в перспективе могут занять высокие должности. Фактически это долгосрочная инвестиция, отмечают авторы. Наивность, отсутствие опыта и незнание методов российского шпионажа делают молодежь легкой добычей для опытных офицеров. Согласно информации, собранной Le Monde, по оценкам французских властей, существует около 75 российских секретных агентов, действующих под фальшивым дипломатическим статусом — официально они являются сотрудниками различных российских организаций, вроде Торгового представительства РФ во Франции.
Одной из «жертв» СВР стал инженер, только что принятый на работу в крупную французскую военно-технологическую компанию, специализирующуюся на искусственном интеллекте. В 2020 году он давал курсы математики и разместил объявление на Leboncoin. С ним связался «чешский консультант», который хотел повысить уровень своих знаний. Занятия проходили раз в три недели в ресторане, счет был оплачен наличными. Время и место для следующего занятия всегда определялось в конце текущего.
«Чешского консультанта» на самом деле звали Валентин Владимирович Захаров, сообщает Le Monde, ссылаясь на дипломатические источники. После нескольких уроков по математике Захаров предложил молодому инженеру увеличить плату за курсы в обмен на отчеты и документы о научных исследованиях в определенных передовых технологических областях. Сперва инженер не видел злого умысла в вопросах, так как вопросы относились к исследованиям, проведенным консалтинговой фирмой его отца. По всей видимости, это была проверка на восприимчивость к расспросам вне рамок тематики курса, отмечают авторы расследования.
В ноябре 2020 года Захаров был пойман с поличным при передаче денег инженеру — последний всё же в итоге насторожился и обратился в полицию. Сомнения возникли, когда Валентин Захаров настоял на получении секретной информации, непосредственно связанной с работой инженера в военно-технологической компании. Валентин Захаров также является членом совета директоров частной металлургической компании, расположенной в Санкт-Петербурге. 26 февраля 2021 года Торговое представительство России во Франции и Министерство иностранных дел Российской Федерации объявили о решении закрыть компанию.
Другой сотрудник СВР, работавший в посольстве России в Париже, обратился к молодому выпускнику элитной школы, который давал курсы французского языка. Россиянин не стал скрывать, что является российским дипломатом. «Дипломат» старался избегать любых электронных следов их встреч, объясняя это тем, что он «изолирован как русский на французском дипломатическом поле». Постепенно тематика уроков изменилась — «дипломат» стал платить по €200–300 за эссе по различным вопросам внутренней и внешней политики, а также по вопросам энергетики, таким как проект газопровода «Северный поток – 2».
Другим сотрудником СВР, прикрепленным к торговому представительству России во Франции, сайт Leboncoin.fr использовался для вербовки бывшего парламентского помощника и советника по связям с общественностью для французских стартапов. Он предлагал частные уроки экономики для учеников старших классов. После нескольких классических частных уроков «ученик» объяснил молодому человеку, что он хочет понять французский предпринимательский мир и готов щедро платить за заметки по интересующим его темам. Как и в других случаях, электронные средства связи были запрещены.
Еще один российский агент выдавал себя за иностранца итальянско-словенского происхождения. Он откликнулся на объявление молодого выпускника политологического факультета, дающего частные уроки французского языка. В итоге за солидную плату преподаватель начал собирать для «иностранца» информацию о внешней политике Франции. Также российский агент пообещал молодому выпускнику участие в конкурсе на высшую французскую госслужбу и «бонус» в случае успешного прохождения. Такие конкурсы требуют финансовых затрат, что стимулировало выпускника писать платные доклады для российского агента.
Как сообщает Le Monde, к раскрытым сотрудникам СВР французские власти применяли достаточно мягкие способы борьбы. Их объявляли персоной нон грата и просили покинуть территорию страны. В других случаях российским агентам под дипломатическим прикрытием негласно направлялись предупреждения о необходимости прекратить враждебные французским интересам операции.