Грузия отказала во въезде блогеру из Кабардино-Балкарии Инсе Ландер, сообщает Free Russia Foundation. Ландер сбежала из-под домашнего ареста и несколько дней ночует на границе.
«Грузинские пограничники не пропускают Инсу уже почти пять дней, несмотря на то что в России ей грозит тюремный срок. Она ночует на нейтральной зоне между двумя странами. У нее нет еды и воды — их передают ей люди, которые сами проезжают границу», — рассказывают в организации. Во Free Russia Foundation также заявили, что к Ландер не пустили уполномоченного по правам человека в Грузии.
12 июня, когда Ландер попыталась пересечь границу, грузинские пограничники отвели ее в кабинет, опрашивали два часа и выдали документ об отказе во въезде «по иным причинам». Как рассказала сама Ландер, ее также уговаривали вернуться в Россию со словами: «Ты же не хочешь, чтобы тебя силой отвезли обратно?» Другой пограничник отнял у нее прошение о политическом убежище.
Инса Ландер находилась под домашним арестом по обвинению в содействии терроризму (ч. 1 ст. 205.1 УК РФ). Дело построено на переписке восьмилетней давности. УФСБ России по Кабардино-Балкарской республике считает, что с 19 января по 24 апреля 2014 года Инса «вовлекала и вербовала в террористическую деятельность» своего знакомого, Дугужева Умарбия (Умара).
С Дугужевым Инса, согласно ее показаниям, познакомилась примерно в 2010–2011 году. В материалах дела <есть в распоряжении редакции — The Insider> говорится, что Дугужев намеревался заключить с Инсой мусульманский брак, она же занималась его вербовкой. Причем, судя по датам в материалах дела, вербовать его она начала через пять дней после смерти матери. С середины 2014 года переехала из КБР в Москву, работала уборщицей в ресторане и копирайтером, в КБР возвращалась один-два раза в год.
Как сообщается в материалах дела, Инса писала Дугужеву: «… чтобы Аллах забрал тебя к себе наилучшим образом», «на пути Аллаха и необходимости ведения активных действий», «Аллах почтил Вас борьбой на его пути», «Все в твоих руках» и так далее.
По мнению следствия, этими выражениями Инса пыталась склонить Дугужева к «участию в вооруженных формированиях и террористических организациях». Такого же мнения придерживается и сам Дугужев, который дал одинаковое по сути объяснение к каждой фразе: «Данные высказывания я понимал таким образом, что Огузова И. хотела, чтобы я в то время вступил в состав запрещенных незаконных вооруженных формирований и террористических организаций, где принимал бы участие в боевых действиях и после смерти Аллах забрал бы меня к себе», «она хотела, чтобы я выехал в Сирию для участия в боевых действиях на стороне участников террористических структур, и что это является „фардом“, то есть обязанностью мусульманина».
«Когда я с Дугужевым переписывалась, прошло всего пять дней со смерти матери, — пояснила Инса. — Я была в состоянии сильного стресса. Он принес свои соболезнования, я приняла их и рассказала, что родные считают меня виновницей в смерти матери (довела ее, не слушалась и т. д.). Мы этому повозмущались, он посоветовал больше молиться. И в процессе перехода темы на религию речь зашла про типа поступки в ней. Еще раз — слов „джихад“, „кафиры“, „резать-убивать“ не было. Я сказала, что ему легче выделиться в религии и совершать богоугодные вещи, а мне, бабе, можно только детей рожать или учиться, а к первому всегда склоняют все. Сказала, что если была бы мужчиной, на месте бы не сидела и вообще — посмотри на „Саида“, думаешь, он долго выбирал?»
Незадолго до задержания Инсы и дачи по ее делу показаний Дугужев уже попадал в поле зрения ФСБ. 29 июля Зольский районный суд Кабардино-Балкарской Республики рассмотрел дело 1-134/2021 Дугужева Умарбия Мухарбиевича, обвиняемого по 205.6 УК РФ (несообщение о преступлении). В суд он не явился. Дело рассматривалось месяц, приговор — штраф.
Как стало известно The Insider, спустя несколько месяцев после мягкого приговора Дугужев уже давал показания о некоем знакомом, который пересек границу РФ и Сирии и был в международном розыске. Дело аналогичным образом было основано на переписке.
Напомним, Инса Ландер была задержана в городе Баксан Кабардино-Балкарской республики 9 декабря. Ее привезли в отделение ФСБ в Нальчике, позже в этот же день суд поместил ее под домашний арест до февраля. Инса известна своими публикациями о людях, которые постят в сети номера банковских карт. Подобным разоблачениям посвящена большая часть ее Twitter-аккаунта. Кроме того, Инса участвовала в передаче «Мужское/Женское» как автор расследования о женщине, которая продавала полуобнаженные снимки своей 13-летней дочери. Инса представила доказательства того, что мать торгует откровенными фотографиями на специализированных площадках в интернете.