В России продолжаются сокращения в медицинских учреждениях, из-за которых условия работы становятся невыносимыми. Младшие медсестры Коломенского роддома, которым предложили перейти на ставки уборщиц и заставляют работать в семь раз больше положенного, от безысходности объявили голодовку. За их переработки деньги получает главврач. Акцию протеста также начали сотрудники ЦРБ в Башкирии.
Из медсестер в уборщицы
25 января младшие медсестры Коломенского перинатального центра (КПЦ) в Подмосковье опубликовали письмо президенту, главе правительства, министру здравоохранения, губернатору Московской области, прокурору, депутатам и СМИ. Они заявили, что будут голодать одна за другой с интервалом в пять дней. 2 февраля младшая медсестра Наталья Трухина начала голодовку, работая при этом 12-часовую смену. Всего письмо подписали 11 младших медсестер.
В письме медсестры пожаловались на невыносимые условия труда. Как рассказала The Insider одна из сотрудниц, которая будет принимать участие в голодовке, Илона Русоцкая, в роддоме прошло две волны сокращений. Медсестрам заявили, что у руководства нет денег на выплату им зарплат, и предложили переквалифицироваться в уборщиц.
«Главврач решила, что надо ещё сокращать и превращать в уборщиц за 8 тысяч, — говорит Русоцкая. — Это было последней каплей, и мы стали писать в министерство, прокуратуру, да везде, чтобы нами кто-то хоть занялся, чтобы посмотрели на увеличение объема работы, что нет перерасчета зарплаты, что медкомиссии на платят, что медицинские костюмы не выдаются. Все за наш счет».
После второй волны сокращений в больнице вместо 160 младших медсестер и санитарок осталось всего 22. На оставшихся медсестер свалилась непомерная нагрузка, говорит Русоцкая. 12-часовую рабочую смену приходится отбывать одновременно на нескольких постах, включая реанимации.
Сотрудницы предложили увеличить количество персонала, в том числе, пригласить на работу санитарок, обеспечить медсестрам перерывы, определить выплаты за переработки и прекратить наказывать участниц профсоюза.
После того, как письмо медсестер разошлось по СМИ, в больницу прибыла комиссия из минздрава Московской области и уже несколько дней проводит проверку. Кроме того, центр проверяет прокуратура и Государственная инспекция труда.
Потемкинский роддом
Глава независимого профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал, куда обратились за помощью медсестры, рассказал The Insider, что до объявления голодовки никакие жалобы чиновникам не помогали.
«В течение полугода на все обращения медсестры получали отписки и отказы, не было даже реальных проверок с выездом на место ни от одного из органов. В лучшем случае ответы составлялись на основе информации от работодателя», — отмечает Коновал.
Предупрежденная о визите и проверке Минздрава администрация перинатального центра предприняла усилия по быстрому наведению марафета и успела даже резко поменять в приемном отделении рваный диван на новый. Все остальные изменения только осложнили работы медперсонала.
Руководство больницы практически остановило работу центра, а за медсестрами теперь постоянно ходят «надзиратели», которые записывают каждое их действие, рассказывают медики.
«Это наше руководство — кто-то из бухгалтерии, кто-то из медицины — ходят и записывают каждые пять минут, куда вышла, куда пошла, куда женщину повела и так далее. Сейчас женщин мало, они следят, чтоб написать, что мы не работаем и только сидим», — говорит Русоцкая.
По ее словам главврач КПЦ Татьяна Шаврак теперь искусственно сдерживает поступление пациенток в роддом.
«Она каждый месяц увеличивала роды и набирала всех, даже с температурой, — рассказала Русоцкая. — Причем за это доплачивается ей, а не нам. То есть, если центр провел 450 родов, а не 430, то главврачу идут стимулирующие выплаты от Минздрава. На нашей зарплате это не отражается. Главное было не качеством, а количеством брать. Теперь же все остановилось. На роды поступают поступает 1-2 человека и столько же на кесарево. До проверки мы в день от 28 до 32 человек принимали, кесарили 8-10. Сейчас реанимация стоит без людей».
Зачистка документов о коронавирусных больных
Как отмечают сотрудники, до проверки они работали даже с ковидными пациентами, только обещанных президентом доплат им за это не давали — если поликлиника одна на район, то ее не переделывают под ковидарий, а значит и коронавирусных выплат добиться медикам очень сложно, хотя такие больные поступают. Это касается и роддомов. По словам младших медсестер, ковидных пациенток принимали, чтобы увеличить количество родов, за которые руководство клиники получало надбавки. А после того, как ситуация получила общественную огласку, все документы по этим больным стали зачищать.
«На данный момент они их скрывают после того, как мы написали в Минздрав о том, что было много коронавирусных пациентов и нам не хотят за них платить. Почему не соблюдаете законы и указания Путина и Мишустина? Начали подчищаться карты людей, которые лежали с коронавирусом— кто домой уезжал, кому перевозку заказывали, главное, что «мы ничего не знали», чтобы все тайно и скрыто было», - говорит медсестра.
Наталья Трухина в разговоре с РБК подтвердила, что основным требованием остается расширение штата ради снижения нагрузки на медработников.
«Главное требование — чтобы добавили персонал, потому что так работать действительно невозможно, чтобы выплачивали нормальную зарплату. Сегодня за 12-часовой рабочий день у меня было всего 15 минут [перерыва]. Официально у меня два перерыва: 15 и 30 минут — на обед и на чай. Но такого не бывает. Такая ситуация началась после сокращения санитарок в 2019 году и в 2021-м. Сейчас мы выполняем обязанности и медсестер, и санитарок. Причем зарплата у меня не выросла, а даже упала. Раньше выходило 40–42 тыс. руб. Сейчас у меня в хороший месяц, с праздниками, максимум выйдет 30–32 тыс. руб.», — рассказала она.
Наталья Трухина ведет в Facebook дневник голодовки и рассказывает о своем самочувствии. Сегодня, 7 февраля, к ней должна присоединиться еще одна медсестра.
Руководство роддома идти на контакт и обсуждать ситуацию с условиями труда не спешит. Как рассказал глава профсоюза медработников Андрей Коновал, 1 февраля медикам было обещано совещание с участием главврача, представителя Минздрава, надзорных органов. «Все собрались, даже профсоюзы подъехали, юрист наш подъехал, все были — Государственная инспекция труда была, Минздрав, прокуратура, даже администрация города была, — а главврач не явилась. И ни один из её замов не явился», — отмечает Коновал.
Увольнения в Башкирии по «Почте России»
Акцию протеста также начали сотрудники отделения скорой помощи Ишимбайской центральной районной больницы в Башкирии, которые вышли на итальянскую забастовку. Это форма протеста, при которой сотрудники предельно строго исполняют свои должностные обязанности и правила, не перерабатывая и не исполняя дополнительных поручений.
После начала акции трех фельдшеров уволили, сообщают «Такие дела» со ссылкой главу профсоюза медработников «Действие». Формальным поводом стало отсутствие медиков на работе в выходной день, сообщил профсоюз.
«Уверен, нас уволили для того, чтоб устрашить остальных. Будем восстанавливаться в должности через суд», — говорит один из уволенных медиков, бывший и. о. заведующего отделением скорой помощи Рамиль Разяпов.
По словам медика, с 4 на 5 февраля он отработал ночную смену и ушел домой. После ему позвонил главный врач Валерий Шапочкин и попросил приехать. «Оказалось, что также вызвали Веру Высогорец и Альбину Абдрахманову, — всех нас уволили и попросили ознакомиться с приказом, — сообщил Разяпов.
«Основания и обстоятельства увольнений фельдшеров настолько одиозны, что выглядят почти комедийно. Вера Высогорец и Альбина Абдрахманова были уволены за то, что не вышли на работу в свой выходной день — 5 февраля. Якобы накануне главврач направил им приказ о привлечении к работе за двойную оплату по производственной необходимости. Приказ был направлен Почтой России», — рассказывают в профсоюзе.
В ответ на претензии медиков главврач заявил, что «не отвечает за Почту России».
25 января сотрудники Ишимбайской ЦРБ тоже написали письмо и адресовали его как руководству больницы и региона, так и Путину с профильными министрами. Они рассказали, что фельдшерам и врачам бригад «надоело терпеть тяжелейшие условия труда и недостойную, унизительно низкую зарплату». По их словам в больнице вместо 10 бригад скорых на линию выходит не более 5. При этом сотрудникам ЦРБ урезали зарплату. Оклад у фельдшеров выездных бригад сейчас составляет 14,5 тысяч рублей, у водителей — 5,7 тысяч рублей. Ранее шоферам доплачивали 11 тысяч рублей, сейчас — от 3 тысяч рублей.
Вскоре к забастовке врачей из Ишимбайской ЦРБ могут присоединиться коллеги из другой башкирской больницы — Иглинской. Причины все те же — повышенная нагрузка, ложащаяся на медиков из-за нехватки персонала, а также невысокая зарплата. Главврач Иглинской ЦРБ Жанна Карунас уже подала в отставку.
Кризис отрасли: выгорание и смертность врачей
Российская медицина переживает кадровый кризис не первый год. 11 лет назад по ней ударила оптимизация — реформа предусматривала оптимизацию расходов за счет закрытия неэффективных больниц. Сэкономленные средства планировалось потратить на повышение зарплат медикам. В 2012 году Владимир Путин подписал «майские указы», по которым зарплаты медработникам должны были повыситься. Однако привело это к массовым сокращениям — регионам тяжело поддерживать зарплату врачей на уровне, заданном «майскими указами».
С началом пандемии ситуация ухудшилась — многие врачи решили уйти из профессии из-за физического и морального истощения. Также коронавирус ударил непосредственно по медикам. Согласно «Списку памяти» — мемориальному проекту, который ведут сами врачи, за два года пандемии в России от ковида умерли 1523 медработника.